Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
Как влияет философия культуры О. Шпенглера на метод исследования социальной и культурной динамики в социологии П. А. Сорокина. / Головин, Николай Александрович.
In: Человек, культура, образование, Vol. 2022, No. 3, 2, 18.09.2022, p. 21–35.Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Как влияет философия культуры О. Шпенглера на метод исследования социальной и культурной динамики в социологии П. А. Сорокина
AU - Головин, Николай Александрович
N1 - Головин Н. А. Как влияет философия культуры О. Шпенглера на метод исследования социальной и культурной динамики в социологии П. А. Сорокина // Человек. Культура. Образование. 2022. № 3. С. 21–35. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-3-21
PY - 2022/9/18
Y1 - 2022/9/18
N2 - В отличие от распространяющейся в российской социологии точки зрения о преемственности теории социальной и культурной динамики русско-американского социолога П. А. Сорокина (1889-1968) в отношении историософского сочинения немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936) о судьбе западноевропейской культуры в данном исследовании путем методологического анализа проблематики социальной эволюции в творчестве Сорокина, начиная с ранних сочинений (1914) и включая книгу «Современные социологические теории» (1928), доказано, что мировоззренческие позиции Шпенглера и Сорокина, связанные с исследованием истории культур, являются изначально самостоятельными и оригинальными, характеризуются принципиально разными синтетическими методами исследования культур. Логико-смысловой метод, использованный Сорокиным при подготовке четырехтомной книги «Социальная и культурная динамика» (1937, 1941), является интегральным и приводит киному решению вопроса о характере преемственности европейской культуры от античной к современной, нежели в сочинении «Закат Европы» Шпенглера (1918, 1922), также написанном с использованием методологического синтеза. Их выводы о характере эволюции европейской культуры значительно расходятся. С помощью аналогии культуры с жизнью человека Шпенглер доказывает автономию античной и современной европейской культуры после падения Римской империи. Сбор и статистическая обработка конкретно-исторических данных по направлениям анализа, их обобщение, доказательное объяснение причинных связей между ними в социальной эволюции приводят Сорокина к выводу о двух мегаволнах европейской культуры и прогнозу об ожидаемой ее третьей волне. Однако методологическая значимость «Заката Европы» Шпенглера для исследования социальной и культурной динамики Сорокиным проявляется в его обращениях к социологической разработке понятия социального времени. Делается вывод о том, что реконструкция логико-смыслового метода Сорокина является неполной без учета его полемических отношений с немецкими представителями «наук о культуре», которые во многих аспектах еще не изучены.
AB - В отличие от распространяющейся в российской социологии точки зрения о преемственности теории социальной и культурной динамики русско-американского социолога П. А. Сорокина (1889-1968) в отношении историософского сочинения немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936) о судьбе западноевропейской культуры в данном исследовании путем методологического анализа проблематики социальной эволюции в творчестве Сорокина, начиная с ранних сочинений (1914) и включая книгу «Современные социологические теории» (1928), доказано, что мировоззренческие позиции Шпенглера и Сорокина, связанные с исследованием истории культур, являются изначально самостоятельными и оригинальными, характеризуются принципиально разными синтетическими методами исследования культур. Логико-смысловой метод, использованный Сорокиным при подготовке четырехтомной книги «Социальная и культурная динамика» (1937, 1941), является интегральным и приводит киному решению вопроса о характере преемственности европейской культуры от античной к современной, нежели в сочинении «Закат Европы» Шпенглера (1918, 1922), также написанном с использованием методологического синтеза. Их выводы о характере эволюции европейской культуры значительно расходятся. С помощью аналогии культуры с жизнью человека Шпенглер доказывает автономию античной и современной европейской культуры после падения Римской империи. Сбор и статистическая обработка конкретно-исторических данных по направлениям анализа, их обобщение, доказательное объяснение причинных связей между ними в социальной эволюции приводят Сорокина к выводу о двух мегаволнах европейской культуры и прогнозу об ожидаемой ее третьей волне. Однако методологическая значимость «Заката Европы» Шпенглера для исследования социальной и культурной динамики Сорокиным проявляется в его обращениях к социологической разработке понятия социального времени. Делается вывод о том, что реконструкция логико-смыслового метода Сорокина является неполной без учета его полемических отношений с немецкими представителями «наук о культуре», которые во многих аспектах еще не изучены.
KW - П. А. Сорокин
KW - О. Шпенглер
KW - социология культуры
KW - философия культуры
KW - история социологии
KW - методология социологии
KW - логико-смысловой метод
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/88c6d2f2-6c49-3912-8df7-e3c25d483d0b/
U2 - 10.34130/2233-1277-2022-3-21
DO - 10.34130/2233-1277-2022-3-21
M3 - статья в журнале по материалам конференции
VL - 2022
SP - 21
EP - 35
JO - Человек, культура, образование
JF - Человек, культура, образование
SN - 2223-1277
IS - 3
M1 - 2
T2 - Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века»,<br/>приуроченной к юбилею СГУ им. Питирима Сорокина
Y2 - 26 May 2022 through 28 May 2022
ER -
ID: 100826886