Standard

Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ). / Родичева, Алёна Алексеевна; Воронина, Мария Сергеевна; Белик, Дарья.

Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.. 2022. p. 53-61.

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingConference contributionResearchpeer-review

Harvard

Родичева, АА, Воронина, МС & Белик, Д 2022, Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ). in Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.. pp. 53-61, 21-я международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов "Медиа в современном мире. Молодые исследователи", Санкт-Петербург, Russian Federation, 9/03/22.

APA

Родичева, А. А., Воронина, М. С., & Белик, Д. (2022). Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ). In Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c. (pp. 53-61)

Vancouver

Родичева АА, Воронина МС, Белик Д. Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ). In Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.. 2022. p. 53-61

Author

Родичева, Алёна Алексеевна ; Воронина, Мария Сергеевна ; Белик, Дарья. / Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ). Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.. 2022. pp. 53-61

BibTeX

@inproceedings{213e21bee20b4cb99b8e3fdc89a5f88b,
title = "Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ)",
abstract = "Цель работы — выявить корреляцию между новостным освещением радикальных организаций и политической повесткой. Научная новизна в том, что впервые исследован феномен повестки дня через призму медиаполитического взаимодействия.Ключевые слова: медиаполитическое взаимодействие, повестка дня, террористическая организация, экстремистская организация.Одна из задач СМИ — освещение происходящего в мире. Из событий, попавших в поле зрения медиа, складывается повестка дня, то есть сводка новостей, актуальная в данный момент времени и формирующая мнение и картину мира аудитории [СМИ 2006: 453].С. Г. Кара-Мурза считает, что при формировании повестки дня медиа нередко прибегают к манипуляции [Кара-Мурза 2005].Согласно Э. Аронсону и Э. Пратканису, СМК — основной канал, транслирующий большинство убеждающих призывов [Аронсон, Пратканис 2003]. Это значит, что от медиа зависит, как люди воспринимают события и явления.Важно отметить, что СМК — институт гражданского общества (а не пособник власти, как это бывает в недемократических режимах), и они должны делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали [Алексаньян 2008]. В данном контексте СМИ и СМК — взаимозаменяемые понятия, и именно так мы будем использовать их в ходе работы.С одной стороны, СМИ считаются четвёртым столпом демократии, четвёртой ветвью власти, с другой — нередко редакции новостных изданий выбирают нужный материал, игнорируя другие проблемы, которые могут не вызвать общественного резонанса, или новость не допускается до информационного поля за неимением экранного времени — так часто происходит с новостями, касающимися маргинализированных групп [Berger 1998]. То есть во многом иерархия новостей внутри редакций СМИ формирует информационное поле потребителей, конструирует их восприятие реальности [McCarthy, Zald 1977]. При этом социальная проблема существует с той точки зрения, как она определяется и воспринимается в обществе [Blumer 1971: 300], то есть субъективно и через призму коллективного определения или идеологии каждого индивида — без этого фактора социальные проблемы в СМИ освещались бы одинаково.Социальные проблемы — это скорее проекции коллективных чувств, настроений, мнений, а не конкретные препятствия на пути к построению утопии [Gusfield 1981]. Зависит этот процесс от ряда политических факторов, при этом успех социальной проблемы напрямую зависит от того, сколько внимания ей на этих аренах уделяется — в ущерб другим, потому что потенциальные социальные проблемы публичные арены вместить неспособны [Bucher, Strauss 1961], поэтому проблемы постоянно «конкурируют», чтобы попасть в повестку дня.Медиаполитическое взаимодействие влияет на освещение разных тем в СМИ и на принятие важных политических решений со стороны власти. Мы решили рассмотреть этот процесс с двух сторон и посмотреть, как формируется повестка дня в условиях медиаполитического взаимодействия на примере публикаций о «Талибане*» и «Мужском государстве» (далее — «МГ»). В рамках исследования мы опирались на концепцию социальных проблем Боска и Хилгартнера [Хилгартнер, Боск 2008].Объектом исследования являются публикации на тему захвата власти «Талибаном*» в Афганистане на сайтах изданий «Медуза» (выполняет в России функции иностранного агента), ТАСС и «Новая газета» и публикации о деятельности «МГ» в Ленте.ру, «Медиазоне» и «Медузе».Предметом исследования являются количество и тональность публикаций, посвященных выбранной теме и опубликованных в указанные периоды.Мы сформулировали следующие гипотезы:1. Повышение внимания СМИ к деструктивной деятельности организации может привлечь внимание власти и повлиять на присвоение данной организации статуса экстремистской или террористической.2. Изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации.Целью работы было выявить корреляцию между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой.Основные задачи исследования:1. Провести контент-анализ публикаций о деятельности «Талибана*» в трех ежедневных онлайн-изданиях.2. Выявить жанр, тему и тональность каждого материала.3. Сделать выводы о трансформации отношения российских СМИ к «Талибану*» и влиянии политики на этот процесс.4. Изучить, как деятельность «МГ» освещается в СМИ: сколь часто, относительно какой тематики и в какой тональности.5. Оценить влияние СМИ на осуществление политики в области регулирования деятельности радикальных организаций (на примере «МГ»).Мы провели контент-анализ с элементами структурного и содержательного типа, в ходе которого проанализировали 109 публикаций о «МГ» с 2018 по 2021 гг. и 84 публикации о «Талибане*» в период с августа по октябрь 2021 г.В результате работы мы проследили динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» и «МГ». Нами был использован метод контент-анализа публикаций с элементами структурного и содержательного типа на сайтах российских изданий «Медуза», ТАСС «Новая газета», «Лента.ру», «Медиазона».Эмпирической базой исследования стали публикации, посвященные деятельности «Талибана*» и «Мужского государства».Хронологические рамки исследования:Для исследования публикаций о «Талибане*» мы взяли три одинаковых периода: 01.08.2021–15.08.2021, 01.09.2021–15.09.2021 и 17.10.2021–31.10.2021. Такой временной промежуток обусловлен тем, в первой половине августа шел активный захват территории Афганистана талибами, предшествующий их приходу к власти 15 августа, в сентябре начались активные социальные преобразования и формирование внутренней политики «Талибана*», а во второй половине октября прошло заседание Московского формата по Афганистану и обсуждения вопроса о признании власти талибов на международном уровне.В случае с «МГ» такой временной промежуток связан с небольшим объемом материалов об организации и попыткой зафиксировать взаимосвязь роста количества экстремистских действий и публикаций на эту тему.Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью сводной таблицы для всех анализируемых изданий и диаграмм, обобщающих результаты исследования.1. Первым исследуемым объектом был «Талибан*». Проанализировав материалы, мы смогли проследить динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» в Афганистане. Заметно сокращение количества публикаций с исключительно критической тональностью и увеличение числа материалов с позитивной тональностью на протяжении трех месяцев. Также примечательно сокращение количества публикаций с нейтральной тональностью.На протяжении всех периодов присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако после заседания Московского формата, многие российские политики, в том числе президент России Владимир Путин, а также политическая элита других стран, стали высказываться о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне. Парадоксально, но несмотря на неготовность мира легитимизировать деятельность организации, первый шаг в данном направлении уже сделан.Если сравнить выбранные медиа, стоит отметить различия в структуре и количестве публикаций в «Медузе», ТАСС и «Новой газете» на тему деятельности «Талибана*». ТАСС стабильно отрабатывает эту тему и ежедневно публикует материалы о «Талибане*», в то время как интерес «Медузы» и «Новой газеты» заметно ослаб в октябре, хотя в августе и сентябре это было важной составляющей повестки дня данных СМИ. Заметно, что в третьем периоде в ТАСС появилось намного больше материалов с позитивной тональностью, нежели в «Медузе*» и «Новой газете».2. В случае с «МГ» материалы исследования представляли собой различные публикации в крупных российских электронных СМИ, включая статьи, заметки и интервью. Изначально в исследовании планировалось использовать разные СМИ: проправительственные, часто разделяющие консервативные позиции, и оппозиционные, более либеральные. Однако в ходе работы выяснилось, что крупные прокремлёвские СМИ вообще не освещали данную проблему до 2021 г. Потому мы остановились на трёх оппозиционных СМИ, которые были в этом вопросе максимально активны: «Лента», «Медиазона» и «Медуза». Объём материалов исследования определялся количеством публикаций, посвящённых проблеме деятельности «МГ». В зависимости от даты оно могло быть внушительным или совершенно мизерным, однако и в этом отмечается важная для нашего исследования динамика. Периодичность публикаций обосновывалась попытками прекращения деятельности движения: со стороны как социальных сетей, где была аккумулирована его аудитория, так и правоохранительных органов.Следует отметить резкое увеличение публикаций о «МГ» с 15 за 2018 г. до более 60 за 2021 г. В начале деятельности движения государственные СМИ не обращали на него внимание, а освещение в таких каналах, как «Лента», не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. К 2021 г. охват деятельности этой организации так вырос, что о ней писали даже зарубежные издания.В ходе нашего исследования мы изучили феномен повестки дня на примере публикаций о деятельности «Талибана*» и «МГ» и провели контент-анализ материалов «Медузы», ТАСС, «Новой газеты», «Ленты.ру» и «Медиазоны», позволивший определить особенности содержания и структуры информационных сообщений.Сформулированная нами гипотеза о том, что изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации, подтвердилась:1) В случае с «Талибаном*» мы увидели заметное сокращение количества публикаций с критической тональностью и увеличение количества материалов с позитивной тональностью. В течение определенного времени присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако в октябре, когда прошло заседание Московского формата, многие политики из России и других стран высказались о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне.В конце октября 2021 г. российские СМИ транслируют более лояльное отношение к «Талибану*», нежели в начале конфликта, из-за желания России сотрудничать с Афганистаном. Однако достаточное количество критических публикаций, в том числе о женском вопросе в Афганистане, способствует тому, что «Талибан*» вряд ли будет полностью принят мировым сообществом.2) В публикациях, связанных с «МГ», мы заметили, что в начале экстремистской деятельности государственные СМИ не обращали на него внимания, а освещение в других СМИ не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. Недостаток освещаемости СМИ деятельности «МГ» как социальной проблемы наравне с аккумуляцией организацией своего влияния и поддержки на крупных платформах, таких как ВКонтакте и Telegram, позволяла «МГ» долгое время практически безнаказанно заниматься «активизмом». Признание организации экстремистской совпадает с огромным вниманием в её отношении со стороны СМИ, но, несмотря на случаи насилия в отношении идеологических соперников «МГ», повышенное внимание СМИ к движению было отмечено именно на фоне его противостояния с бизнесом.Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования, заключавшаяся в выявлении корреляции между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой, достигнута, а гипотезы доказаны.ЛИТЕРАТУРА1. Алексаньян Н. К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2008. No 2. С. 14–20.2. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2003.3. Боск Ч. Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. No 2. С. 73–94.4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2005.5. [СМИ] Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. М., 2006. Т. 47. С. 453.6. Beauchamp Z. Our incel problem // Vox. 23.04.2019. URL: https://www.vox. com/platform/amp/the-highlight/2019/4/16/18287446/incel-definition-reddit.7. Berger A. A. Media Analysis Techniques. Second Edition. London, New Delhi, 1998.8. Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. 1971. Vol. 18.9. Bucher R., Strauss A. Professions in process. // American Journal of Sociology. 1961. Vol. 66.10. Cook J. Internet Giants Are Banning Extremists (Just Not The Ones Targeting Women) // HuffPost. 27.07.2018. URL: https://www.huffpost.com/entry/online- extremism-radical-misogyny_n_5b491358e4b0bc69a787458f.11. Gusfield J. R. The culture of public problems. Chicago, 1981.12. Hoffman B., Ware J., Shapiro E. Assessing the Threat of Incel Violence // Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. Iss. 7. P. 565–587.13. McCarthy J. D., Zald M. N. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82. No 6. P. 1212–1241.",
keywords = "медиаполитическое взаимодействие, повестка дня, террористическая организация, экстремистская организация",
author = "Родичева, {Алёна Алексеевна} and Воронина, {Мария Сергеевна} and Дарья Белик",
year = "2022",
language = "русский",
pages = "53--61",
booktitle = "Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.",
note = "21-я международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов {"}Медиа в современном мире. Молодые исследователи{"} ; Conference date: 09-03-2022 Through 11-03-2022",
url = "http://jf.spbu.ru/studkonf/2553.html, https://jf.spbu.ru/studkonf/2553.html, https://jf.spbu.ru/studkonf/9463/9627.html, https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1646331456_8407.pdf",

}

RIS

TY - GEN

T1 - Формирование повестки дня в условиях медиаполитического взаимодействия (на примере освещения деятельности «Талибана» и «Мужского государства» в российских СМИ)

AU - Родичева, Алёна Алексеевна

AU - Воронина, Мария Сергеевна

AU - Белик, Дарья

N1 - Conference code: 21

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Цель работы — выявить корреляцию между новостным освещением радикальных организаций и политической повесткой. Научная новизна в том, что впервые исследован феномен повестки дня через призму медиаполитического взаимодействия.Ключевые слова: медиаполитическое взаимодействие, повестка дня, террористическая организация, экстремистская организация.Одна из задач СМИ — освещение происходящего в мире. Из событий, попавших в поле зрения медиа, складывается повестка дня, то есть сводка новостей, актуальная в данный момент времени и формирующая мнение и картину мира аудитории [СМИ 2006: 453].С. Г. Кара-Мурза считает, что при формировании повестки дня медиа нередко прибегают к манипуляции [Кара-Мурза 2005].Согласно Э. Аронсону и Э. Пратканису, СМК — основной канал, транслирующий большинство убеждающих призывов [Аронсон, Пратканис 2003]. Это значит, что от медиа зависит, как люди воспринимают события и явления.Важно отметить, что СМК — институт гражданского общества (а не пособник власти, как это бывает в недемократических режимах), и они должны делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали [Алексаньян 2008]. В данном контексте СМИ и СМК — взаимозаменяемые понятия, и именно так мы будем использовать их в ходе работы.С одной стороны, СМИ считаются четвёртым столпом демократии, четвёртой ветвью власти, с другой — нередко редакции новостных изданий выбирают нужный материал, игнорируя другие проблемы, которые могут не вызвать общественного резонанса, или новость не допускается до информационного поля за неимением экранного времени — так часто происходит с новостями, касающимися маргинализированных групп [Berger 1998]. То есть во многом иерархия новостей внутри редакций СМИ формирует информационное поле потребителей, конструирует их восприятие реальности [McCarthy, Zald 1977]. При этом социальная проблема существует с той точки зрения, как она определяется и воспринимается в обществе [Blumer 1971: 300], то есть субъективно и через призму коллективного определения или идеологии каждого индивида — без этого фактора социальные проблемы в СМИ освещались бы одинаково.Социальные проблемы — это скорее проекции коллективных чувств, настроений, мнений, а не конкретные препятствия на пути к построению утопии [Gusfield 1981]. Зависит этот процесс от ряда политических факторов, при этом успех социальной проблемы напрямую зависит от того, сколько внимания ей на этих аренах уделяется — в ущерб другим, потому что потенциальные социальные проблемы публичные арены вместить неспособны [Bucher, Strauss 1961], поэтому проблемы постоянно «конкурируют», чтобы попасть в повестку дня.Медиаполитическое взаимодействие влияет на освещение разных тем в СМИ и на принятие важных политических решений со стороны власти. Мы решили рассмотреть этот процесс с двух сторон и посмотреть, как формируется повестка дня в условиях медиаполитического взаимодействия на примере публикаций о «Талибане*» и «Мужском государстве» (далее — «МГ»). В рамках исследования мы опирались на концепцию социальных проблем Боска и Хилгартнера [Хилгартнер, Боск 2008].Объектом исследования являются публикации на тему захвата власти «Талибаном*» в Афганистане на сайтах изданий «Медуза» (выполняет в России функции иностранного агента), ТАСС и «Новая газета» и публикации о деятельности «МГ» в Ленте.ру, «Медиазоне» и «Медузе».Предметом исследования являются количество и тональность публикаций, посвященных выбранной теме и опубликованных в указанные периоды.Мы сформулировали следующие гипотезы:1. Повышение внимания СМИ к деструктивной деятельности организации может привлечь внимание власти и повлиять на присвоение данной организации статуса экстремистской или террористической.2. Изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации.Целью работы было выявить корреляцию между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой.Основные задачи исследования:1. Провести контент-анализ публикаций о деятельности «Талибана*» в трех ежедневных онлайн-изданиях.2. Выявить жанр, тему и тональность каждого материала.3. Сделать выводы о трансформации отношения российских СМИ к «Талибану*» и влиянии политики на этот процесс.4. Изучить, как деятельность «МГ» освещается в СМИ: сколь часто, относительно какой тематики и в какой тональности.5. Оценить влияние СМИ на осуществление политики в области регулирования деятельности радикальных организаций (на примере «МГ»).Мы провели контент-анализ с элементами структурного и содержательного типа, в ходе которого проанализировали 109 публикаций о «МГ» с 2018 по 2021 гг. и 84 публикации о «Талибане*» в период с августа по октябрь 2021 г.В результате работы мы проследили динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» и «МГ». Нами был использован метод контент-анализа публикаций с элементами структурного и содержательного типа на сайтах российских изданий «Медуза», ТАСС «Новая газета», «Лента.ру», «Медиазона».Эмпирической базой исследования стали публикации, посвященные деятельности «Талибана*» и «Мужского государства».Хронологические рамки исследования:Для исследования публикаций о «Талибане*» мы взяли три одинаковых периода: 01.08.2021–15.08.2021, 01.09.2021–15.09.2021 и 17.10.2021–31.10.2021. Такой временной промежуток обусловлен тем, в первой половине августа шел активный захват территории Афганистана талибами, предшествующий их приходу к власти 15 августа, в сентябре начались активные социальные преобразования и формирование внутренней политики «Талибана*», а во второй половине октября прошло заседание Московского формата по Афганистану и обсуждения вопроса о признании власти талибов на международном уровне.В случае с «МГ» такой временной промежуток связан с небольшим объемом материалов об организации и попыткой зафиксировать взаимосвязь роста количества экстремистских действий и публикаций на эту тему.Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью сводной таблицы для всех анализируемых изданий и диаграмм, обобщающих результаты исследования.1. Первым исследуемым объектом был «Талибан*». Проанализировав материалы, мы смогли проследить динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» в Афганистане. Заметно сокращение количества публикаций с исключительно критической тональностью и увеличение числа материалов с позитивной тональностью на протяжении трех месяцев. Также примечательно сокращение количества публикаций с нейтральной тональностью.На протяжении всех периодов присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако после заседания Московского формата, многие российские политики, в том числе президент России Владимир Путин, а также политическая элита других стран, стали высказываться о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне. Парадоксально, но несмотря на неготовность мира легитимизировать деятельность организации, первый шаг в данном направлении уже сделан.Если сравнить выбранные медиа, стоит отметить различия в структуре и количестве публикаций в «Медузе», ТАСС и «Новой газете» на тему деятельности «Талибана*». ТАСС стабильно отрабатывает эту тему и ежедневно публикует материалы о «Талибане*», в то время как интерес «Медузы» и «Новой газеты» заметно ослаб в октябре, хотя в августе и сентябре это было важной составляющей повестки дня данных СМИ. Заметно, что в третьем периоде в ТАСС появилось намного больше материалов с позитивной тональностью, нежели в «Медузе*» и «Новой газете».2. В случае с «МГ» материалы исследования представляли собой различные публикации в крупных российских электронных СМИ, включая статьи, заметки и интервью. Изначально в исследовании планировалось использовать разные СМИ: проправительственные, часто разделяющие консервативные позиции, и оппозиционные, более либеральные. Однако в ходе работы выяснилось, что крупные прокремлёвские СМИ вообще не освещали данную проблему до 2021 г. Потому мы остановились на трёх оппозиционных СМИ, которые были в этом вопросе максимально активны: «Лента», «Медиазона» и «Медуза». Объём материалов исследования определялся количеством публикаций, посвящённых проблеме деятельности «МГ». В зависимости от даты оно могло быть внушительным или совершенно мизерным, однако и в этом отмечается важная для нашего исследования динамика. Периодичность публикаций обосновывалась попытками прекращения деятельности движения: со стороны как социальных сетей, где была аккумулирована его аудитория, так и правоохранительных органов.Следует отметить резкое увеличение публикаций о «МГ» с 15 за 2018 г. до более 60 за 2021 г. В начале деятельности движения государственные СМИ не обращали на него внимание, а освещение в таких каналах, как «Лента», не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. К 2021 г. охват деятельности этой организации так вырос, что о ней писали даже зарубежные издания.В ходе нашего исследования мы изучили феномен повестки дня на примере публикаций о деятельности «Талибана*» и «МГ» и провели контент-анализ материалов «Медузы», ТАСС, «Новой газеты», «Ленты.ру» и «Медиазоны», позволивший определить особенности содержания и структуры информационных сообщений.Сформулированная нами гипотеза о том, что изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации, подтвердилась:1) В случае с «Талибаном*» мы увидели заметное сокращение количества публикаций с критической тональностью и увеличение количества материалов с позитивной тональностью. В течение определенного времени присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако в октябре, когда прошло заседание Московского формата, многие политики из России и других стран высказались о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне.В конце октября 2021 г. российские СМИ транслируют более лояльное отношение к «Талибану*», нежели в начале конфликта, из-за желания России сотрудничать с Афганистаном. Однако достаточное количество критических публикаций, в том числе о женском вопросе в Афганистане, способствует тому, что «Талибан*» вряд ли будет полностью принят мировым сообществом.2) В публикациях, связанных с «МГ», мы заметили, что в начале экстремистской деятельности государственные СМИ не обращали на него внимания, а освещение в других СМИ не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. Недостаток освещаемости СМИ деятельности «МГ» как социальной проблемы наравне с аккумуляцией организацией своего влияния и поддержки на крупных платформах, таких как ВКонтакте и Telegram, позволяла «МГ» долгое время практически безнаказанно заниматься «активизмом». Признание организации экстремистской совпадает с огромным вниманием в её отношении со стороны СМИ, но, несмотря на случаи насилия в отношении идеологических соперников «МГ», повышенное внимание СМИ к движению было отмечено именно на фоне его противостояния с бизнесом.Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования, заключавшаяся в выявлении корреляции между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой, достигнута, а гипотезы доказаны.ЛИТЕРАТУРА1. Алексаньян Н. К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2008. No 2. С. 14–20.2. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2003.3. Боск Ч. Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. No 2. С. 73–94.4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2005.5. [СМИ] Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. М., 2006. Т. 47. С. 453.6. Beauchamp Z. Our incel problem // Vox. 23.04.2019. URL: https://www.vox. com/platform/amp/the-highlight/2019/4/16/18287446/incel-definition-reddit.7. Berger A. A. Media Analysis Techniques. Second Edition. London, New Delhi, 1998.8. Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. 1971. Vol. 18.9. Bucher R., Strauss A. Professions in process. // American Journal of Sociology. 1961. Vol. 66.10. Cook J. Internet Giants Are Banning Extremists (Just Not The Ones Targeting Women) // HuffPost. 27.07.2018. URL: https://www.huffpost.com/entry/online- extremism-radical-misogyny_n_5b491358e4b0bc69a787458f.11. Gusfield J. R. The culture of public problems. Chicago, 1981.12. Hoffman B., Ware J., Shapiro E. Assessing the Threat of Incel Violence // Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. Iss. 7. P. 565–587.13. McCarthy J. D., Zald M. N. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82. No 6. P. 1212–1241.

AB - Цель работы — выявить корреляцию между новостным освещением радикальных организаций и политической повесткой. Научная новизна в том, что впервые исследован феномен повестки дня через призму медиаполитического взаимодействия.Ключевые слова: медиаполитическое взаимодействие, повестка дня, террористическая организация, экстремистская организация.Одна из задач СМИ — освещение происходящего в мире. Из событий, попавших в поле зрения медиа, складывается повестка дня, то есть сводка новостей, актуальная в данный момент времени и формирующая мнение и картину мира аудитории [СМИ 2006: 453].С. Г. Кара-Мурза считает, что при формировании повестки дня медиа нередко прибегают к манипуляции [Кара-Мурза 2005].Согласно Э. Аронсону и Э. Пратканису, СМК — основной канал, транслирующий большинство убеждающих призывов [Аронсон, Пратканис 2003]. Это значит, что от медиа зависит, как люди воспринимают события и явления.Важно отметить, что СМК — институт гражданского общества (а не пособник власти, как это бывает в недемократических режимах), и они должны делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали [Алексаньян 2008]. В данном контексте СМИ и СМК — взаимозаменяемые понятия, и именно так мы будем использовать их в ходе работы.С одной стороны, СМИ считаются четвёртым столпом демократии, четвёртой ветвью власти, с другой — нередко редакции новостных изданий выбирают нужный материал, игнорируя другие проблемы, которые могут не вызвать общественного резонанса, или новость не допускается до информационного поля за неимением экранного времени — так часто происходит с новостями, касающимися маргинализированных групп [Berger 1998]. То есть во многом иерархия новостей внутри редакций СМИ формирует информационное поле потребителей, конструирует их восприятие реальности [McCarthy, Zald 1977]. При этом социальная проблема существует с той точки зрения, как она определяется и воспринимается в обществе [Blumer 1971: 300], то есть субъективно и через призму коллективного определения или идеологии каждого индивида — без этого фактора социальные проблемы в СМИ освещались бы одинаково.Социальные проблемы — это скорее проекции коллективных чувств, настроений, мнений, а не конкретные препятствия на пути к построению утопии [Gusfield 1981]. Зависит этот процесс от ряда политических факторов, при этом успех социальной проблемы напрямую зависит от того, сколько внимания ей на этих аренах уделяется — в ущерб другим, потому что потенциальные социальные проблемы публичные арены вместить неспособны [Bucher, Strauss 1961], поэтому проблемы постоянно «конкурируют», чтобы попасть в повестку дня.Медиаполитическое взаимодействие влияет на освещение разных тем в СМИ и на принятие важных политических решений со стороны власти. Мы решили рассмотреть этот процесс с двух сторон и посмотреть, как формируется повестка дня в условиях медиаполитического взаимодействия на примере публикаций о «Талибане*» и «Мужском государстве» (далее — «МГ»). В рамках исследования мы опирались на концепцию социальных проблем Боска и Хилгартнера [Хилгартнер, Боск 2008].Объектом исследования являются публикации на тему захвата власти «Талибаном*» в Афганистане на сайтах изданий «Медуза» (выполняет в России функции иностранного агента), ТАСС и «Новая газета» и публикации о деятельности «МГ» в Ленте.ру, «Медиазоне» и «Медузе».Предметом исследования являются количество и тональность публикаций, посвященных выбранной теме и опубликованных в указанные периоды.Мы сформулировали следующие гипотезы:1. Повышение внимания СМИ к деструктивной деятельности организации может привлечь внимание власти и повлиять на присвоение данной организации статуса экстремистской или террористической.2. Изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации.Целью работы было выявить корреляцию между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой.Основные задачи исследования:1. Провести контент-анализ публикаций о деятельности «Талибана*» в трех ежедневных онлайн-изданиях.2. Выявить жанр, тему и тональность каждого материала.3. Сделать выводы о трансформации отношения российских СМИ к «Талибану*» и влиянии политики на этот процесс.4. Изучить, как деятельность «МГ» освещается в СМИ: сколь часто, относительно какой тематики и в какой тональности.5. Оценить влияние СМИ на осуществление политики в области регулирования деятельности радикальных организаций (на примере «МГ»).Мы провели контент-анализ с элементами структурного и содержательного типа, в ходе которого проанализировали 109 публикаций о «МГ» с 2018 по 2021 гг. и 84 публикации о «Талибане*» в период с августа по октябрь 2021 г.В результате работы мы проследили динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» и «МГ». Нами был использован метод контент-анализа публикаций с элементами структурного и содержательного типа на сайтах российских изданий «Медуза», ТАСС «Новая газета», «Лента.ру», «Медиазона».Эмпирической базой исследования стали публикации, посвященные деятельности «Талибана*» и «Мужского государства».Хронологические рамки исследования:Для исследования публикаций о «Талибане*» мы взяли три одинаковых периода: 01.08.2021–15.08.2021, 01.09.2021–15.09.2021 и 17.10.2021–31.10.2021. Такой временной промежуток обусловлен тем, в первой половине августа шел активный захват территории Афганистана талибами, предшествующий их приходу к власти 15 августа, в сентябре начались активные социальные преобразования и формирование внутренней политики «Талибана*», а во второй половине октября прошло заседание Московского формата по Афганистану и обсуждения вопроса о признании власти талибов на международном уровне.В случае с «МГ» такой временной промежуток связан с небольшим объемом материалов об организации и попыткой зафиксировать взаимосвязь роста количества экстремистских действий и публикаций на эту тему.Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью сводной таблицы для всех анализируемых изданий и диаграмм, обобщающих результаты исследования.1. Первым исследуемым объектом был «Талибан*». Проанализировав материалы, мы смогли проследить динамику изменения повестки дня, связанной с деятельностью «Талибана*» в Афганистане. Заметно сокращение количества публикаций с исключительно критической тональностью и увеличение числа материалов с позитивной тональностью на протяжении трех месяцев. Также примечательно сокращение количества публикаций с нейтральной тональностью.На протяжении всех периодов присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако после заседания Московского формата, многие российские политики, в том числе президент России Владимир Путин, а также политическая элита других стран, стали высказываться о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне. Парадоксально, но несмотря на неготовность мира легитимизировать деятельность организации, первый шаг в данном направлении уже сделан.Если сравнить выбранные медиа, стоит отметить различия в структуре и количестве публикаций в «Медузе», ТАСС и «Новой газете» на тему деятельности «Талибана*». ТАСС стабильно отрабатывает эту тему и ежедневно публикует материалы о «Талибане*», в то время как интерес «Медузы» и «Новой газеты» заметно ослаб в октябре, хотя в августе и сентябре это было важной составляющей повестки дня данных СМИ. Заметно, что в третьем периоде в ТАСС появилось намного больше материалов с позитивной тональностью, нежели в «Медузе*» и «Новой газете».2. В случае с «МГ» материалы исследования представляли собой различные публикации в крупных российских электронных СМИ, включая статьи, заметки и интервью. Изначально в исследовании планировалось использовать разные СМИ: проправительственные, часто разделяющие консервативные позиции, и оппозиционные, более либеральные. Однако в ходе работы выяснилось, что крупные прокремлёвские СМИ вообще не освещали данную проблему до 2021 г. Потому мы остановились на трёх оппозиционных СМИ, которые были в этом вопросе максимально активны: «Лента», «Медиазона» и «Медуза». Объём материалов исследования определялся количеством публикаций, посвящённых проблеме деятельности «МГ». В зависимости от даты оно могло быть внушительным или совершенно мизерным, однако и в этом отмечается важная для нашего исследования динамика. Периодичность публикаций обосновывалась попытками прекращения деятельности движения: со стороны как социальных сетей, где была аккумулирована его аудитория, так и правоохранительных органов.Следует отметить резкое увеличение публикаций о «МГ» с 15 за 2018 г. до более 60 за 2021 г. В начале деятельности движения государственные СМИ не обращали на него внимание, а освещение в таких каналах, как «Лента», не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. К 2021 г. охват деятельности этой организации так вырос, что о ней писали даже зарубежные издания.В ходе нашего исследования мы изучили феномен повестки дня на примере публикаций о деятельности «Талибана*» и «МГ» и провели контент-анализ материалов «Медузы», ТАСС, «Новой газеты», «Ленты.ру» и «Медиазоны», позволивший определить особенности содержания и структуры информационных сообщений.Сформулированная нами гипотеза о том, что изменение политической ситуации может повлиять на более лояльное освещение деятельности радикальной организации в СМИ и осуществить подготовку общества к декриминализации деятельности данной организации, подтвердилась:1) В случае с «Талибаном*» мы увидели заметное сокращение количества публикаций с критической тональностью и увеличение количества материалов с позитивной тональностью. В течение определенного времени присутствовали публикации, показывающие жестокость «Талибана*», однако в октябре, когда прошло заседание Московского формата, многие политики из России и других стран высказались о возможности исключения «Талибана*» из списка террористических организаций и признания власти талибов на международном уровне.В конце октября 2021 г. российские СМИ транслируют более лояльное отношение к «Талибану*», нежели в начале конфликта, из-за желания России сотрудничать с Афганистаном. Однако достаточное количество критических публикаций, в том числе о женском вопросе в Афганистане, способствует тому, что «Талибан*» вряд ли будет полностью принят мировым сообществом.2) В публикациях, связанных с «МГ», мы заметили, что в начале экстремистской деятельности государственные СМИ не обращали на него внимания, а освещение в других СМИ не позволило привести к возбуждению дела со стороны СК. Недостаток освещаемости СМИ деятельности «МГ» как социальной проблемы наравне с аккумуляцией организацией своего влияния и поддержки на крупных платформах, таких как ВКонтакте и Telegram, позволяла «МГ» долгое время практически безнаказанно заниматься «активизмом». Признание организации экстремистской совпадает с огромным вниманием в её отношении со стороны СМИ, но, несмотря на случаи насилия в отношении идеологических соперников «МГ», повышенное внимание СМИ к движению было отмечено именно на фоне его противостояния с бизнесом.Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования, заключавшаяся в выявлении корреляции между новостным освещением действий радикальных организаций и политической повесткой, достигнута, а гипотезы доказаны.ЛИТЕРАТУРА1. Алексаньян Н. К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2008. No 2. С. 14–20.2. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2003.3. Боск Ч. Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. No 2. С. 73–94.4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2005.5. [СМИ] Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. М., 2006. Т. 47. С. 453.6. Beauchamp Z. Our incel problem // Vox. 23.04.2019. URL: https://www.vox. com/platform/amp/the-highlight/2019/4/16/18287446/incel-definition-reddit.7. Berger A. A. Media Analysis Techniques. Second Edition. London, New Delhi, 1998.8. Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. 1971. Vol. 18.9. Bucher R., Strauss A. Professions in process. // American Journal of Sociology. 1961. Vol. 66.10. Cook J. Internet Giants Are Banning Extremists (Just Not The Ones Targeting Women) // HuffPost. 27.07.2018. URL: https://www.huffpost.com/entry/online- extremism-radical-misogyny_n_5b491358e4b0bc69a787458f.11. Gusfield J. R. The culture of public problems. Chicago, 1981.12. Hoffman B., Ware J., Shapiro E. Assessing the Threat of Incel Violence // Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. Iss. 7. P. 565–587.13. McCarthy J. D., Zald M. N. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82. No 6. P. 1212–1241.

KW - медиаполитическое взаимодействие

KW - повестка дня

KW - террористическая организация

KW - экстремистская организация

UR - http://jf.spbu.ru/studkonf/9463/9628.html

M3 - статья в сборнике материалов конференции

SP - 53

EP - 61

BT - Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 22 / отв. ред. А. А. Малы- шев. — СПб., 2022. — 258 c.

T2 - 21-я международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов "Медиа в современном мире. Молодые исследователи"

Y2 - 9 March 2022 through 11 March 2022

ER -

ID: 98079039