Установлению связей сказки и ритуала посвящено множество работ:
сказку могут возводить к обряду генетически или рассматривать их связь
типологически. Оба подхода постулируют то, что в основании сказки и
ритуала есть некие общие представления. Одна из таких точек
соприкосновения — метафора пути, основополагающая для обряда-перехода и волшебной сказки — послужила отправным пунктом для нашего
исследования. Для наблюдения за волшебной сказкой и похоронным обрядом одной локальной традиции нами выбрана концепция культурных тем, предложенная В. Тэрнером для описания ритуалов ндембу. Задача настоящего исследования на примере анализа атрибутов пути, реализующихся в символах похоронного обряда и волшебной сказки, найти культурные темы, которые составляют коллективное знание, актуализирующееся в тексте обряда и волшебной сказки.
Нами были выявлены специфические значения функционирования
предметов, связанных с перемещением героя в волшебной сказке. Мы
проанализировали восемь волшебных сказок (№ 131, 133, 136, 138, 139, 140, 141, 146), записанных на территории бассейна р. Мезени И. А. Карнауховой, а также наблюдали за символами похоронного ритуала, описанного нами в бакалаврской дипломной работе на материалах Лешуконского собрания Фольклорного архива СПбГУ.
Для выявления культурных тем мы анализировали символы ритуала и
сказки: их функции и значения. Ритуальные символы особым образом
постулируют смыслы, заложенные в обряде. Эти же смыслы воплощаются и в
сказке, которая заимствует значения ритуальных символов, преобразуя их в
метафору. Такое сопоставление помогает прояснить значение сказочных
атрибутов, а также проследить за особенностями обряда и понаблюдать над
динамикой его изменений.