Рассматривается проблема зависимости российского автомобильного транспорта от иностранных закупок в годы Первой мировой войны и отсутствия развитого отечественного автопрома. Впервые данный вопрос раскрывается через призму дискуссии, которая велась на собраниях общественных организаций, в Государственной думе, страницах периодической печати. Особое внимание уделено значению автомобилей в годы войны, критике сложившегося положения в сфере автомобильного транспорта, недопустимости его полной зависимости от иностранных держав и необходимости импортозамещения путем создания отечественных автомобильных заводов и предприятий, производящих сопутствующую продукцию. В научный оборот вводятся новые источники, позволяющие составить более полное представление как о проблемах, сложившихся в сфере автомобильного транспорта, так и об их восприятии российским обществом. Отмечается, что, несмотря на различие в подходах к делу организации отечественной автомобильной промышленности, участники общественной дискуссии единодушно сходились на необходимости преодоления сложившейся перед войной ситуации, недопустимости тотальной зависимости от иностранных поставок в вопросе, имеющем большое значение в военном деле и важности скорейшего развития в государственном масштабе национального производства автомобильного транспорта.