Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! (о смехе как реакции говорящего на собственную речевую деятельность). / Богданова-Бегларян, Наталья Викторовна.
Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. ed. / А.М. Молдован. Vol. 4 4. ed. Москва, 2023. p. 136-148 (Proceedings of the V.V. Vinogradov Russian Language Institute).Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research
}
TY - CHAP
T1 - Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! (о смехе как реакции говорящего на собственную речевую деятельность)
AU - Богданова-Бегларян, Наталья Викторовна
N1 - Богданова-Бегларян Н.В. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! (о смехе как реакции говорящего на собственную речевую деятельность) // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Вып. 4. Проблемы фонетики / Гл. ред. А.М. Молдован. Отв. ред. выпуска М.Л. Каленчук. – М., 2023. – С. 136-148.
PY - 2023/11/15
Y1 - 2023/11/15
N2 - Объектом внимания в статье является смех как паралингвистический элемент (ПЭ) устного спонтанного монологического текста. На материале 28 монологов разного типа (чтение, пересказ, описание изображения, рассказ) из корпуса «Сбалансированная аннотированная текстотека», записанных от одного информанта (девушка, студентка-нефилолог, типичный экстраверт) показаны различные функции смеха как невербальной дискурсивной единицы: смех как маркер начала или конца текста; смех как реакция на что-то нетривиальное в речи (не в жизни, что в лингвистическом отношении менее интересно), в частности, на собственную языковую креативность; смех как реакция на ошибку или речевой сбой. Каждый речевой сценарий записывался от данного информанта 4 раза, в течение трех лет, с интервалом в два месяца каждый, что позволило, во-первых, анализировать действительные характеристики речи данной языковой личности, а не особенности, спровоцированные конкретной речевой ситуацией. Во-вторых, это позволило сравнивать полученные тексты между собой в разных аспектах, в том числе – прагмалингвистическом. Минимум смеха как ПЭ обнаружился в монологах чтения (0-2,46 % от общего количества токенов), максимум – в монологах, построенных по наиболее трудным коммуникативным сценариям: в пересказах (1,92-5,6 %) и в описаниях изображения (1,33-6,43 %). Значительное количество подобных ПЭ в исследованном материале можно рассматривать как смех говорящего над собой. Многие такие употребления смеха очевидно полифункциональны. Результаты этого и подобных исследований могут быть полезны в самых разных аспектах лингвистики, как теоретических (лингвистика текста, коллоквилистика, психо- и социолингвистика), так и сугубо практических (лингвокриминалистика, создание искусственного интеллекта и проч.).
AB - Объектом внимания в статье является смех как паралингвистический элемент (ПЭ) устного спонтанного монологического текста. На материале 28 монологов разного типа (чтение, пересказ, описание изображения, рассказ) из корпуса «Сбалансированная аннотированная текстотека», записанных от одного информанта (девушка, студентка-нефилолог, типичный экстраверт) показаны различные функции смеха как невербальной дискурсивной единицы: смех как маркер начала или конца текста; смех как реакция на что-то нетривиальное в речи (не в жизни, что в лингвистическом отношении менее интересно), в частности, на собственную языковую креативность; смех как реакция на ошибку или речевой сбой. Каждый речевой сценарий записывался от данного информанта 4 раза, в течение трех лет, с интервалом в два месяца каждый, что позволило, во-первых, анализировать действительные характеристики речи данной языковой личности, а не особенности, спровоцированные конкретной речевой ситуацией. Во-вторых, это позволило сравнивать полученные тексты между собой в разных аспектах, в том числе – прагмалингвистическом. Минимум смеха как ПЭ обнаружился в монологах чтения (0-2,46 % от общего количества токенов), максимум – в монологах, построенных по наиболее трудным коммуникативным сценариям: в пересказах (1,92-5,6 %) и в описаниях изображения (1,33-6,43 %). Значительное количество подобных ПЭ в исследованном материале можно рассматривать как смех говорящего над собой. Многие такие употребления смеха очевидно полифункциональны. Результаты этого и подобных исследований могут быть полезны в самых разных аспектах лингвистики, как теоретических (лингвистика текста, коллоквилистика, психо- и социолингвистика), так и сугубо практических (лингвокриминалистика, создание искусственного интеллекта и проч.).
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/bb1e1c1f-3f09-3343-84dd-531b615c9d9b/
U2 - 10.31912/pvrli-2023.4.10
DO - 10.31912/pvrli-2023.4.10
M3 - статья в сборнике
VL - 4
T3 - Proceedings of the V.V. Vinogradov Russian Language Institute
SP - 136
EP - 148
BT - Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
A2 - Молдован, А.М.
CY - Москва
ER -
ID: 114911391