Статья посвящена комплексному анализу процесса цифровой и функциональной трансформации социальной сферы в Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные различия между цифровизацией как технологической модернизацией и функциональной трансформацией как изменением парадигмы социальной поддержки. На основе актуальных данных выявлены ключевые тенденции и дисбалансы в реализации трансформации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Особое внимание уделено проблеме региональной неравномерности внедрения цифровых платформ, проявляющейся в цифровых разрывах и отсутствии интероперабельности между системами. Проанализированы инфраструктурные и кадровые ограничения, препятствующие полноценному переходу к проактивной модели социального обслуживания. Представлена трехуровневая этапная модель реализации концепции с конкретными временными горизонтами и целевыми показателями. Сформулированы практические рекомендации по оптимизации процессов трансформации, включая меры по преодолению региональной асимметрии и развитию цифровых компетенций сотрудников. Дана оценка ожидаемых социально-экономических эффектов от внедрения новой модели социального обеспечения.