Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Влияние предваряющей экспозиции зрительных изображений на различение звуковых стимулов у детей с задержкой психического развития. / Черенкова, Людмила Викторовна; Соколова, Людмила Владимировна.
In: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, Vol. 32, No. 3, 2018, p. 208-221.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Влияние предваряющей экспозиции зрительных изображений на различение звуковых стимулов у детей с задержкой психического развития
AU - Черенкова, Людмила Викторовна
AU - Соколова, Людмила Владимировна
N1 - Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Влияние предваряющей экспозиции зрительных изображений на различение звуковых стимулов у детей с задержкой психического развития. Сенсорные системы. 2018. том 32. №3. с. 208-221
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Одним из важных направлений при исследовании процесса целостного восприятия является определение механизмов межсенсорной интеграции, которые позволяют организму более точно судить об объектах окружающего мира. Другое направление в изучении роли целостного восприятия связано с процессами распределения внимания, посредством которого осуществляется селекция значимых признаков. Особый интерес в онтогенетическом аспекте представляет изучение специфики формирования механизмов межсенсорной интеграции и произвольного внимания у детей с неврологическими нарушениями. В качестве модели исследования использовалась прайминг-парадигма (priming paradigm), позволяющая определить распределение внимания между воспринимаемыми стимулами, а также временную динамику процесса идентификации гетеросенсорного объекта. В ходе исследования было показано, что у детей с типичным развитием (ТР) облегчающее влияние на время различения звуковых стимулов предваряющей экспозиции конгруентных зрительных изображений по сравнению с неконгруентными достоверно при межстимульных интервалах в пределах 50–100 и 200–500 мс. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) проявление облегчающего влияния зависело от уровня общего недоразвития речи: у детей с ЗПР, имеющих уровень общего недоразвития речи (ОНР) IV–III, облегчающее влияние наблюдается при межстимульных интервалах в пределах 50–150 и 300–500 мс, у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III, – 200–500 мс, а у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III–II, – 300–500 мс.
AB - Одним из важных направлений при исследовании процесса целостного восприятия является определение механизмов межсенсорной интеграции, которые позволяют организму более точно судить об объектах окружающего мира. Другое направление в изучении роли целостного восприятия связано с процессами распределения внимания, посредством которого осуществляется селекция значимых признаков. Особый интерес в онтогенетическом аспекте представляет изучение специфики формирования механизмов межсенсорной интеграции и произвольного внимания у детей с неврологическими нарушениями. В качестве модели исследования использовалась прайминг-парадигма (priming paradigm), позволяющая определить распределение внимания между воспринимаемыми стимулами, а также временную динамику процесса идентификации гетеросенсорного объекта. В ходе исследования было показано, что у детей с типичным развитием (ТР) облегчающее влияние на время различения звуковых стимулов предваряющей экспозиции конгруентных зрительных изображений по сравнению с неконгруентными достоверно при межстимульных интервалах в пределах 50–100 и 200–500 мс. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) проявление облегчающего влияния зависело от уровня общего недоразвития речи: у детей с ЗПР, имеющих уровень общего недоразвития речи (ОНР) IV–III, облегчающее влияние наблюдается при межстимульных интервалах в пределах 50–150 и 300–500 мс, у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III, – 200–500 мс, а у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III–II, – 300–500 мс.
U2 - 10.1134/S0235009218030046
DO - 10.1134/S0235009218030046
M3 - статья
VL - 32
SP - 208
EP - 221
JO - СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
JF - СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
SN - 0235-0092
IS - 3
ER -
ID: 36487479