Данная В. Г. Адмони характеристика текста как в высшей степени многообразной, исторически и функционально изменчивой единицы социальной коммуникативно-когнитивной практики [Адмони 1985] на десятилетия определила стратегии лингвистического анализа текста, представление о котором принципиально изменилось под влиянием трансформации коммуникативно-когнитивной практики. Компьютеризация современной жизни, освоение навыков интернет-общения, формирование у общества потребления клипового мышления [Фрумкин 2010], контрастирующего со словесно-логическим, привели к трансформации представления о тексте как о континууме с эксплицированной иерархией частей, с его жанровой детерминированностью и предопределило активизацию экспериментов с формой современного рассказа (материал толстых литературных журналов последних лет), с его синтаксическим воплощением и пунктуационным оформлением.
Создающие фрагментированную прозу приемы деструкции макросинтаксиса текста с активным использованием метаграфемики компенсируются авторскими предисловиями (рассказы А. Аркатовой, В. Орловой, др.), эпиграфами (рассказы А. Аркатовой, Е. Фетисова, др.), что подтверждает мысль В. Г. Адмони о структурировании текста «как бы сверху». Путь «сверху» предопределяет и анализ заглавия в соотнесении с метаграфемикой. Метатекстовые комментарии, моделирующие дискурс онлайн коммуникации (А. Аркатова, Е. Фетисов), предполагают не линейное, а вертикальное восприятие текста, которое основывается на отмеченных В. Г. Адмони типологических особенностях текста. В связи с отражением усложненной субъектной перспективы [Николина 2009] текста, ориентированного на выговаривание перволичного эго, читатель ориентируется на пунктуационную дифференциацию речи вслух и про себя, на собственную практику интернет-коммуникации. Прозаик ориентируется на активное участие адресата.
Эксперименты, связанные с жанром, контаминацией родов литературы (например, проэзия), опираются на читательское представление о тексте как устойчивом построении с расчетом на его воспроизведение [Адмони 1985], о прототипе жанра [Тюпа 2013] и осложняют формирование у адресата ментальной модели его восприятия [Кубрякова 2004]: пересказ крайне затруднителен, а инференция - возможна как интерпретация смысла послания в его цельности. Вопрос о длительном существовании подобных текстов в литературном процессе открыт: они моделируют постоянно меняющийся информационный поток, в котором живет современный человек.
Практически нет работы по тексту без ссылки на эту статью и другие труды В. Г. Адмони.
Original languageRussian
Title of host publicationМеждународная конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Адмони
Subtitle of host publicationСборник тезисов
EditorsС.Т. Нефедов
Place of PublicationСПб.
PublisherИздательство Санкт-Петербургского университета
Pages31-32
StatePublished - Oct 2019
EventМЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА АДМОНИ - СПбГУ, Санкт-Петербург, Russian Federation
Duration: 8 Oct 201911 Oct 2019
https://events.spbu.ru/events/admoni

Conference

ConferenceМЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА АДМОНИ
Country/TerritoryRussian Federation
CityСанкт-Петербург
Period8/10/1911/10/19
Internet address

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 49323049