Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Роль психологического благополучия и социальной поддержки в совладании с негативными стрессами у старших школьников. / Данилова, Марина Викторовна.
In: Научно-педагогическое обозрение, No. 4(56), 30.08.2024, p. 124-132.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Роль психологического благополучия и социальной поддержки в совладании с негативными стрессами у старших школьников
AU - Данилова, Марина Викторовна
PY - 2024/8/30
Y1 - 2024/8/30
N2 - В статье проведен анализ исследования психологического благополучия подростков и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16-17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф, Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Результаты: показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все подростки отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними, по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Показана позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого подростка, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.
AB - В статье проведен анализ исследования психологического благополучия подростков и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16-17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф, Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Результаты: показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все подростки отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними, по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Показана позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого подростка, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.
KW - старшие школьники, воспринимаемый стресс, совладающее поведение, психологическое благополучие; социальная поддержка
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/6ccd981c-3963-3b5c-ae98-59267b08ec6d/
U2 - 10.23951/2307-6127-2024-4-124-132
DO - 10.23951/2307-6127-2024-4-124-132
M3 - статья
SP - 124
EP - 132
JO - Научно-педагогическое обозрение
JF - Научно-педагогическое обозрение
SN - 2307-6127
IS - 4(56)
ER -
ID: 122620856