На рубеже XIX и XX веков представление юриспруденции понятий о полной определённости правовых норм подверглось серьёзной критике со стороны реалистически ориентированных авторов, отстаивавших максимальную свободу судебного усмотрения. Крупнейшие представители юридического позитивизма XX века, Г. Кельзен, А. Росс и Г. Харт стремились найти золотую середину между крайностями формализма и реализма. Концепция толкования Кельзена была связана с его теорией ступенчатой структуры правопорядка и предполагает, что общая норма представляет собой только рамку, всегда оставляющую правоприменителю возможность выбора из нескольких вариантов. Возможность существования общей теории способов толкования австрийским правоведом отрицалась. В развитие идей Кельзена Росс предложил классификацию причин неопределённости правовых норм, а также стилей интерпретации. В центре внимания Харта – исследование семантической неопределённости права, обусловленной самими свойствами языка. Следуя философской концепции Ф. Вайсмана, британский правовед назвал данное свойство юридического языка «открытой текстурой». Общим для всех трёх концепций стало стремлении соединить допущение дискреции правоприменителя с идеей значительной детерминированности его решений содержанием правовых норм.