Деятельность современных музеев предполагает использование различных методов ознакомления посетителя с экспозицией. Во многих музеях сейчас происходит переосмысление и модернизация коммуникационной модели «музей-посетитель».
Цель данной работы: выделить роль и функцию медиатора в современной музейной практике. И, исходя из всего этого, показать потенциал медиации в отношении технологий.
Исследования проведены на примере международной выставки-фестиваля «Будущее обыденно», которая проходила с 8 по 14 ноября 2021 года в Технопарке ЛЕНПОЛИГРАФМАШ в Санкт-Петербурге. События проекта проходили в рамках Года науки и технологий и были приурочены к 100-летнему юбилею кружкового движения в России.
Выставка была наполнена различными технологическими новинками и science-art объектами. В ходе деятельности этого проекта посетитель приглашался к разговору о будущем, его потенциале и возможных разочарованиях. Были представлены новые транспортные средства, синтезированная еда, предупреждающие и оберегающие гаджеты. Необходимо было добиться такого эффекта, при котором все инновационное и необычное превращалось бы в понятное и привычное в контексте выставки. Именно для реализации этой задачи был проведен набор в школу медиаторов, которые и должны были сделать процесс «путешествия» в будущее максимально безболезненным для посетителя.
Арт-медиации особенно актуальны в музейной практике последних лет. Среди трудов, в которых предпринимается попытка четко разделить экскурсию и медиацию, можно выделить работу «Арт-медиация после экскурсоведения» Яны Кличук [1]. В этой работе Кличук обращается к понятию «невежественного наставника», введенного еще Жаком Рансьером, говоря, что «арт-медиатор в качестве „невежественного наставника“ в первую очередь сокращает дистанцию между искусством и зрителем, создает комфортные условия для рассмотрения произведения, его обсуждения и составления собственного мнения» [1, с. 2] Значимыми работами по этой теме являются: «Партиципаторный музей» Нины Саймон [2], «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» Клэр Бишоп [3], «Педагогика угнетенных» Паулу Фрейре [4], «Время культурной медиации» Кармен Мёрш [5] и другие.
Отдельно стоит выделить работу М.В. Бирюковой «Философия кураторства» [6]. Марина Валерьевна пишет об актуальных практиках современной кураторской и выставочной работы. В работе отмечается, что, когда к работе привлекается заинтересованная, но непрофессиональная публика, преодолевается некая научная парадигма. Перед посетителями открываются возможности для иррационального постижения реальности. Через такой новый способ коммуникации пробуждаются ассоциации с первобытной магией и даже практиками шаманизма [7].
На выставке «Будущее обыденно» было представлено более 50 российских компаний Национальной технологической инициативы, они показали новейшие технологии - от альтернативных источников энергии до продуктов питания на основе растительного белка. Также на выставке нашли свое место 15 объектов science & techno art. В ходе проекта были выстроены различные коммуникационные стратегии, но ключевым коммуникационным элементом стали именно медиации, а также возможность диалога с самими разработчиками.
Это явление близко феномену партиципации (культуры участия), который исследует Нина Саймон. Саймон определяет партиципаторный музей, как место, "где посетители могут создавать, делиться и соединяться друг с другом на основе его содержания"[2. С.4]. Современный музей ищет в своих посетителях не пассивных наблюдателей, а людей, готовых к совместной работе и сотворчеству. Такое явление возникает в музее, который сам является модератором и вдохновителем диалога. Пространство выставки "Будущее обыденно" было разделено на пять отдельных сцен, каждая из которых носила тематическое название. Каждая из зон позволяла по-новому взглянуть на отдельный аспект жизни человека будущего. В проекте приняли участие отечественные и зарубежные художники: лидеры отечественного техноарта Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, создатель деревянных арт-объектов Андрей Новик, арт-группы «Куда бегут собаки», VALab (Владлена Громова, Артем Парамонов, Александр Журавлев) и другие.
Перед медиатором стояла задача вдохновить посетителя на собственные размышления о будущем, а что еще важнее, собственные выводы. Так, в конце прогулки по экспозиции медиатор должен был спросить одно слово, которым посетитель мог бы охарактеризовать образ будущего лично для себя. Ответы были различные: "захватывающее", "быстрое", "доступное", "комфортное", "экологичное", "зовущее", "счастливое", "технологичное" и другие. Как раз-таки в их многогранности и неповторимости и заключается определение медиации, уникальность «путешествия» каждого посетителя.
Необходимо отметить, что программа медиации всеобъемлюще зависит от ее составителя. Важнейшие размышления над вопросами медиации можно найти в статье «Зритель в экспозиции» Мартина Шерера [8]. Шерер пишет там о этапах восприятия искусства:
«первый опыт, который получает посетитель, всегда непосредственно ассоциативен, а не дискурсивен… В основе — созерцание или восхищение, интеллектуальное постижение происходит позже» [8, с. 81]. Действительно, невозможно организовать диалог об искусстве без сбора первичных впечатлений. Медиатору необходимо преодолеть этот первый этап, связанный с ассоциациями, дав участникам высказаться. Только после этого этапа возможен переход на более глубокий уровень анализа.
Дополнением к этой идее может стать «лестница гражданского участия». Согласно этой концепции, человек проходит ряд этапов, передвигаясь с одной ступеньки на другую. Коммуникация начинается со ступени «манипулирование», затем проходит через стадии «психотерапия», «информирование», «консультирование», «успокоение», «партнерство», «делегирование» и заканчивается ступенью «гражданский контроль» [9]. При таком подходе вопрос о «навязывании» посетителю некоего мнения интерпретируется как некачественная коммуникация, то есть остановка на одной из ступеней без достижения финального результата, коим является «гражданский контроль», предполагающий самостоятельность субъекта.
Когда мы говорим о взаимодействии между посетителем и научным изобретением, задача становится еще сложнее. Ведь такой экспонат требует от медиатора значительных дополнительных знаний. В рамках выставки «Будущее обыденно» этот вопрос решался через общение между медиатором и изобретателем устройства. В рамках подготовки медиаторы читали не только кураторские тексты, но и техническое описание. Конечно, этого явно недостаточно для того, чтобы начать полноценно разбираться, например, в робототехнике, но именно это и позволяет медиатору создать необходимое пространство для совместного обсуждения. Зачастую, самые «раскрывающие» посетителя диалоги происходят именно на темы, в которых и медиатор может чувствовать себя не до конца уверенным. Это позволяет выстроить горизонтальные связи взамен классической вертикальной коммуникации.
Опыт выставки «Будущее обыденно» доказывает, что медиацию с полным основанием можно считать инструментом выстраивания коммуникации не только в отношении арт-объектов, но и в отношении научных изобретений и технологий. В таком случае, роль медиатора на экспозиции сводится к созданию такой среды, в которой будет возможен диалог о науке и искусстве, в результате которого у посетителей возникнет желание продолжить изучение произведений уже после окончания посещения выставки.