Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Факторы стигматизации у глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в условиях системы среднего профессионального образования. / Михайлова, Надежда Федоровна; Калинина, Мария Игоревна; Фаттахова, Маргарита; Миронова, Маргарита; Васильевна, Екатерина Вячеславова; Крылов, Игорь; Тупикина, Валентина.
In: Мир науки. Педагогика и психология, Vol. Том 8, No. №6, 28.12.2020, p. 1-21.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Факторы стигматизации у глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в условиях системы среднего профессионального образования
AU - Михайлова, Надежда Федоровна
AU - Калинина, Мария Игоревна
AU - Фаттахова, Маргарита
AU - Миронова, Маргарита
AU - Васильевна, Екатерина Вячеславова
AU - Крылов, Игорь
AU - Тупикина, Валентина
PY - 2020/12/28
Y1 - 2020/12/28
N2 - Изучение различных факторов, детерминирующих самостигматизацию у глухих и слабослышащих студентов, позволит помочь им пройти процесс адаптации к условиям профессионального обучения в колледже наиболее безопасным путем и ощутить себя частью учебного коллектива. Нами были исследованы 150 глухих и слабослышащих, обучающихся в разных колледжах Санкт-Петербурга и Казани. Были выявлены наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие студенты, и которые отражают суть дискриминации (социальные ограничения в трудоустройстве и получении образования, отношение общества к глухим, зависимость от других, непонимание со стороны друзей и окружающих, проблемы взаимоотношений в семье и пр.). На характер и степень стигматизированности студентов колледжа влияли степень потери слуха, возраст наступления глухоты, особенности личности, способ совладающего поведения, тип идентичности – «включенность» в «мир слышащих» или «мир глухих», а также условия обучения, способствующие их аккультурации. В большей степени были стигматизированы студенты с врожденной потерей слуха – они чаще отмечали, что потеря слуха значительно отразилась на их качестве жизни и социальных возможностях, основным последствием глухоты они отмечают недоверие и отношение общества к глухим. Студенты с глубокой и тяжелой степенью потери слуха также были стигматизированы в большей степени – они не верили в улучшение своего состояния, нуждались в помощи в трудоустройстве, в реализации социальных льгот и изменении отношений в трудовом коллективе. К самостигматизации в меньшей степени были склонны лица с более высоким уровнем самооценки, самосознания/организованности, более эмоционально стабильные, с развитыми личностными ресурсами и автономией, способностью к эмпатии. И, наоборот, к самостигматизации в большей степени были склонны глухие, использующие специфический копинг «сокрытие» и «уход в мир глухих» и имеющие глухую или маргинальную аккультурацию.
AB - Изучение различных факторов, детерминирующих самостигматизацию у глухих и слабослышащих студентов, позволит помочь им пройти процесс адаптации к условиям профессионального обучения в колледже наиболее безопасным путем и ощутить себя частью учебного коллектива. Нами были исследованы 150 глухих и слабослышащих, обучающихся в разных колледжах Санкт-Петербурга и Казани. Были выявлены наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие студенты, и которые отражают суть дискриминации (социальные ограничения в трудоустройстве и получении образования, отношение общества к глухим, зависимость от других, непонимание со стороны друзей и окружающих, проблемы взаимоотношений в семье и пр.). На характер и степень стигматизированности студентов колледжа влияли степень потери слуха, возраст наступления глухоты, особенности личности, способ совладающего поведения, тип идентичности – «включенность» в «мир слышащих» или «мир глухих», а также условия обучения, способствующие их аккультурации. В большей степени были стигматизированы студенты с врожденной потерей слуха – они чаще отмечали, что потеря слуха значительно отразилась на их качестве жизни и социальных возможностях, основным последствием глухоты они отмечают недоверие и отношение общества к глухим. Студенты с глубокой и тяжелой степенью потери слуха также были стигматизированы в большей степени – они не верили в улучшение своего состояния, нуждались в помощи в трудоустройстве, в реализации социальных льгот и изменении отношений в трудовом коллективе. К самостигматизации в меньшей степени были склонны лица с более высоким уровнем самооценки, самосознания/организованности, более эмоционально стабильные, с развитыми личностными ресурсами и автономией, способностью к эмпатии. И, наоборот, к самостигматизации в большей степени были склонны глухие, использующие специфический копинг «сокрытие» и «уход в мир глухих» и имеющие глухую или маргинальную аккультурацию.
KW - аккультурация; самостигматизация; глухота; идентичность; копинг; дискриминация; адаптация; стигма
M3 - статья
VL - Том 8
SP - 1
EP - 21
JO - Мир науки. Педагогика и психология
JF - Мир науки. Педагогика и психология
SN - 2658-6282
IS - №6
ER -
ID: 76076750