Standard

Книги в книге Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» – маркеры философского послания. / Боборыкина, Татьяна Александровна.

In: Филологический журнал Достоевский и мировая Культура, Vol. 2, No. 2, 7, 02.2025, p. 222 - 270.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e6a7f979e78947c582b0e3bcd166886a,
title = "Книги в книге Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» – маркеры философского послания.",
abstract = "Книгу Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» можно назвать точкой пресечения многих книг. Они присутствуют и в виде аллюзий, и цитат, и как физические артефакты. Все они чрезвычайно важны, поскольку имеют непосредственное отношение к содержанию повести, становясь маркерами ее философского послания. Первым таким маркером предстает само название, отсылающее к мифам и последующим их переработкам о титане Прометее. «Прометей» – это целая анфилада книг и слово-символ, расшифровка которого может приблизить читателя к пониманию «морали» произведения М.Шелли. Возникающие же внутри повести «Сказание о старом моряке» Кольриджа, «Потерянный рай» Мильтона и другие книги, которые читают как Виктор Франкенштейн, так и его творение, создают ее идейную многослойность.В то же время сама книга М. Шелли появляется в книгах других писателей, которые погружаясь в пространство истории Франкенштейна – каждый в своей художественной форме – дают ей определенные нравственные оценки, по-своему определяя тематическую направленность «Современного Прометея». На протяжении многих лет к сюжету М. Шелли обращаются кинематографисты, театральные и балетные режиссеры, в постановках которых, в последнее время, пластическая визуальность книги буквально выходит на первый план и там, соответственно, происходят все более глубокие вскрытия смыслов. В целом, книги, которые в разнообразных своих ипостасях фигурируют в повести и, соответственно, в ряде ее интерпретаций, дают ключ к прочтению философского, исторического и пророческого подтекста неувядающе актуального текста Мэри Шелли.",
keywords = "М. Шелли, П.Б.Шелли, Прометей, Дж. Мильтон, Т.С. Кольридж, Дж. Г. Байрон, Э. Эшли-Купер третий граф Шефтсбери, Наполеон, Ф. М. Достоевский, П. Акройд, Б. Олдис",
author = "Боборыкина, {Татьяна Александровна}",
note = "ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. — 2025. № 2 (30) М.: ИМЛИ РАН, 2025.  —384 с.",
year = "2025",
month = feb,
language = "русский",
volume = "2",
pages = "222 -- 270",
journal = "Dostoevsky and World Culture. Philological Journal",
issn = "2619-0311",
publisher = "Институт мировой литературы имени А.М. Горького",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Книги в книге Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» – маркеры философского послания.

AU - Боборыкина, Татьяна Александровна

N1 - ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. — 2025. № 2 (30) М.: ИМЛИ РАН, 2025.  —384 с.

PY - 2025/2

Y1 - 2025/2

N2 - Книгу Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» можно назвать точкой пресечения многих книг. Они присутствуют и в виде аллюзий, и цитат, и как физические артефакты. Все они чрезвычайно важны, поскольку имеют непосредственное отношение к содержанию повести, становясь маркерами ее философского послания. Первым таким маркером предстает само название, отсылающее к мифам и последующим их переработкам о титане Прометее. «Прометей» – это целая анфилада книг и слово-символ, расшифровка которого может приблизить читателя к пониманию «морали» произведения М.Шелли. Возникающие же внутри повести «Сказание о старом моряке» Кольриджа, «Потерянный рай» Мильтона и другие книги, которые читают как Виктор Франкенштейн, так и его творение, создают ее идейную многослойность.В то же время сама книга М. Шелли появляется в книгах других писателей, которые погружаясь в пространство истории Франкенштейна – каждый в своей художественной форме – дают ей определенные нравственные оценки, по-своему определяя тематическую направленность «Современного Прометея». На протяжении многих лет к сюжету М. Шелли обращаются кинематографисты, театральные и балетные режиссеры, в постановках которых, в последнее время, пластическая визуальность книги буквально выходит на первый план и там, соответственно, происходят все более глубокие вскрытия смыслов. В целом, книги, которые в разнообразных своих ипостасях фигурируют в повести и, соответственно, в ряде ее интерпретаций, дают ключ к прочтению философского, исторического и пророческого подтекста неувядающе актуального текста Мэри Шелли.

AB - Книгу Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» можно назвать точкой пресечения многих книг. Они присутствуют и в виде аллюзий, и цитат, и как физические артефакты. Все они чрезвычайно важны, поскольку имеют непосредственное отношение к содержанию повести, становясь маркерами ее философского послания. Первым таким маркером предстает само название, отсылающее к мифам и последующим их переработкам о титане Прометее. «Прометей» – это целая анфилада книг и слово-символ, расшифровка которого может приблизить читателя к пониманию «морали» произведения М.Шелли. Возникающие же внутри повести «Сказание о старом моряке» Кольриджа, «Потерянный рай» Мильтона и другие книги, которые читают как Виктор Франкенштейн, так и его творение, создают ее идейную многослойность.В то же время сама книга М. Шелли появляется в книгах других писателей, которые погружаясь в пространство истории Франкенштейна – каждый в своей художественной форме – дают ей определенные нравственные оценки, по-своему определяя тематическую направленность «Современного Прометея». На протяжении многих лет к сюжету М. Шелли обращаются кинематографисты, театральные и балетные режиссеры, в постановках которых, в последнее время, пластическая визуальность книги буквально выходит на первый план и там, соответственно, происходят все более глубокие вскрытия смыслов. В целом, книги, которые в разнообразных своих ипостасях фигурируют в повести и, соответственно, в ряде ее интерпретаций, дают ключ к прочтению философского, исторического и пророческого подтекста неувядающе актуального текста Мэри Шелли.

KW - М. Шелли, П.Б.Шелли, Прометей, Дж. Мильтон, Т.С. Кольридж, Дж. Г. Байрон, Э. Эшли-Купер третий граф Шефтсбери, Наполеон, Ф. М. Достоевский, П. Акройд, Б. Олдис

M3 - статья

VL - 2

SP - 222

EP - 270

JO - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

JF - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

SN - 2619-0311

IS - 2

M1 - 7

ER -

ID: 142913150