Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психо-
физиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего спе-
циалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук.
Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практиче-
ского вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы
ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей
с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными на-
рушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий
и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного
развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клиниче-
ской психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины
Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений
психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенети-
ческого и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петер-
бургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцепто-
генезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункци-
ональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов
задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических
особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ
выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клиниче-
ской психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической
коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окру-
жения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым
стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее тео-
ретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для даль-
нейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психиче-
ского развития в целом.