Дискуссия вокруг феномена инсайта ведется на протяжении уже более 100 лет. При этом в по-следние годы наметился новый тренд в исследованиях, свидетельствующий о пересмотре самих критериев выделения инсайтного решения в качестве предмета исследования. Если ранее иссле-дователи в основном концентрировали свое внимание на когнитивном компоненте этого фено-мена, то в последние годы интерес сместился к изучению аффективного компонента (ага-переживания). Однако большое разнообразие способов фиксации инсайта затрудняет сопостав-ление результатов экспериментальных исследований и не позволяет прийти к однозначным вы-водам о связи двух компонентов. В статье рассматриваются проблемы классического определе-ния инсайта, анализируются новые методы фиксации его когнитивного и аффективного компо-нентов, а также полученные с их помощью результаты. На основе проделанного анализа выде-лены три подхода к определению инсайта. В рамках первого подхода инсайт определяется как специфический когнитивный механизм, при этом ага-переживание рассматривается как маркер включения данного механизма в процесс решения задачи. Второй подход предполагает, что в процессе решения ага-переживание выполняет важную функцию в нахождении ответа наравне с когнитивными процессами, – соответственно, инсайт может быть назван когнитивно-аффективным феноменом. Третий подход заключается в присвоении инсайту статуса метакогни-тивного феномена; авторы придерживаются мнения, что инсайт проявляется в особенностях мониторинга и оценки найденного решения, а не в специфике протекания процессов решения. Подчеркивается необходимость проведения большего числа исследований, в которых бы одно-временно и независимо фиксировались когнитивный и аффективный компоненты инсайта, с целью прояснения характера связи между ними.