Картина мира российского студента, его специфические черты и динамика отражены в художественной литературе разных лет. Актуальная проблематика студенческой жиз-ни, опосредованная мировоззрением современников и отраженная в тексте, позволяет увидеть место и роль студенчества в обществе, с другой стороны, – современные ему ценности, социальные ожидания. Художественная литература, обращаясь к актуаль-ным ситуациям и выводя в качестве основных персонажей студентов, фиксирует ключе-вые социальные черты студенческой молодежи прошлых десятилетий, позволяя узнать о ее жизни и роли в обществе то, что нам сегодня недоступно в силу дефицита, а ино-гда и полного отсутствия ретроспективных социологических данных. Анализ проведен на основании вероятностного тематического моделирования текстов художественных произведений русскоязычных авторов конца XIX – начала XXI вв. (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, В.А. Каверина, Ю.В. Трифонова, В.Д. Осипова, Ю.М. Полякова, А.В. Иванова; А.А. Десна, Т.Ю. Соломати-ной и П.В. Санаева), отобранных по критериям жанра, времени написания, языка и сюжета. Исследование выбранных текстов дало возможность выявить динамику описания студенческой молодежи в социальных контекстах. Показаны некоторые объективно из-меняемые и, наоборот, устойчивые компоненты картины мира студенчества разных лет.
Картина мира рассматривалась многокомпонентно; ключевыми компонентами стали фи-гуры – центральные образы; фон – время, пространство; интенции – эмоции, мировоззрение, ценности, оценки. Методологическим основанием исследования картины мира выбраны по-нятия «интерсубъективность» Э. Гуссерля и «символический интеракционизм» Г. Блумера.Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исто-рических периодов – дореволюционного, в котором социальный статус студента и универ-ситетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия; советского студенче-ства, где университет – это среда творчества, товарищества и личностного развития; позднесоветского студенчества, где университет – это научное интерактивное сообще-ство; а также постсоветского студенчества, где университет – среда, формирующая социальные связи.Получены интересные данные о символике цвета, речи, предметов быта, социально-го окружения и знаковых для студенчества фигур из числа выдающихся людей и художе-ственных героев. Зафиксированы речевые символы высокой изменчивости родственных и дружеских отношений, настроения, средового пространства, а также оценок и цен-ностных суждений. Сделан вывод о ключевой роли неформальных университетских интер-акций в формировании студенческой картины мира.
Original languageRussian
Pages (from-to)160-177
Number of pages18
JournalМир России. Социология. Этнология
Volume32
Issue number4
DOIs
StatePublished - 12 Aug 2023

    Scopus subject areas

  • Sociology and Political Science

ID: 107968684