К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства. / Бадалян, Дмитрий Александрович.
In: Ортодоксия, No. 3, 17.09.2022, p. 73–115.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства
AU - Бадалян, Дмитрий Александрович
N1 - Бадалян Д. А. К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства // Ортодоксия. 2021. № 3. С. 73–115.
PY - 2022/9/17
Y1 - 2022/9/17
N2 - В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с мировоззрением славянофилов 1840—1880-х гг. и их деятельностью, направленной на развитие у общества национального сознания: их отношение к петровским реформам, к славянскому миру и к революции. Отмечена роль славянофилов в развитии у общества православного мировоззрения и выработке основ будущего церковного устройства, а также представлено их отношение к лозунгу «Православие. Самодержавие. Народность». Рассмотрено отношение к славянофилам правительственных кругов и придворной «немецкой партии». Оспорено распространенное мнение, что славянофилы отрицали существование исторических предпосылок, вызвавших реформы Петра I и желали возвращения России к допетровским обычаям. Стремление «московской партии» к развитию национальной культуры и формированию национального сознания вызывало постоянное противодействие апологетов европейского космополитизма. Это противодействие было тем сильнее, что таковые составляли заметную часть окружения Николая I (а затем Александра II) и петербургской аристократии. При этом Хомяков и его единомышленники избегали союзов и покровительства, способных нанести ущерб их независимости. Придворная «немецкая партия» не ограничивалась энергичной защитой интересов остзейского дворянства, но и вела борьбу с любыми попытками, направленными на формирования национального сознания. Последовательный противник славянофилов она на протяжении десятилетий пользовалась постоянной поддержкой III отделения, а также ряда министров. Именно III отделение с начала 1840-х гг. организовывало кампании в прессе для дискредитации «московской партии» и вообще сторонников развития межславянского общения. Для ограничения влияния славянофилов их враги активно использовали цензуру, в том числе и духовную. В глазах верховной власти и общества их нередко стремились представить революционерами. Те же, напротив, являлись убежденными противниками революции, которую рассматривали как искаженную форму религиозного сознания. Единственной альтернативой будущей революционной катастрофе славянофилы считали учреждение в России совещательного Земского собора. Этот орган должен был воплотить их представления о народе как источнике власти.
AB - В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с мировоззрением славянофилов 1840—1880-х гг. и их деятельностью, направленной на развитие у общества национального сознания: их отношение к петровским реформам, к славянскому миру и к революции. Отмечена роль славянофилов в развитии у общества православного мировоззрения и выработке основ будущего церковного устройства, а также представлено их отношение к лозунгу «Православие. Самодержавие. Народность». Рассмотрено отношение к славянофилам правительственных кругов и придворной «немецкой партии». Оспорено распространенное мнение, что славянофилы отрицали существование исторических предпосылок, вызвавших реформы Петра I и желали возвращения России к допетровским обычаям. Стремление «московской партии» к развитию национальной культуры и формированию национального сознания вызывало постоянное противодействие апологетов европейского космополитизма. Это противодействие было тем сильнее, что таковые составляли заметную часть окружения Николая I (а затем Александра II) и петербургской аристократии. При этом Хомяков и его единомышленники избегали союзов и покровительства, способных нанести ущерб их независимости. Придворная «немецкая партия» не ограничивалась энергичной защитой интересов остзейского дворянства, но и вела борьбу с любыми попытками, направленными на формирования национального сознания. Последовательный противник славянофилов она на протяжении десятилетий пользовалась постоянной поддержкой III отделения, а также ряда министров. Именно III отделение с начала 1840-х гг. организовывало кампании в прессе для дискредитации «московской партии» и вообще сторонников развития межславянского общения. Для ограничения влияния славянофилов их враги активно использовали цензуру, в том числе и духовную. В глазах верховной власти и общества их нередко стремились представить революционерами. Те же, напротив, являлись убежденными противниками революции, которую рассматривали как искаженную форму религиозного сознания. Единственной альтернативой будущей революционной катастрофе славянофилы считали учреждение в России совещательного Земского собора. Этот орган должен был воплотить их представления о народе как источнике власти.
KW - Славянофильство, славянство, славянофильская журналистика, петровские реформы, революция, цензура, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/aa74a003-c732-3577-88e3-d60cc3669a2a/
U2 - 10.53822/2712-9276-2021-3-73-115
DO - 10.53822/2712-9276-2021-3-73-115
M3 - статья
SP - 73
EP - 115
JO - Ортодоксия
JF - Ортодоксия
SN - 2712-9276
IS - 3
ER -
ID: 101129728