Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{4baa03422a814ba3ba95a59aa25d43f8,
title = "К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства",
abstract = "В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с мировоззрением славянофилов 1840—1880-х гг. и их деятельностью, направленной на развитие у общества национального сознания: их отношение к петровским реформам, к славянскому миру и к революции. Отмечена роль славянофилов в развитии у общества православного мировоззрения и выработке основ будущего церковного устройства, а также представлено их отношение к лозунгу «Православие. Самодержавие. Народность». Рассмотрено отношение к славянофилам правительственных кругов и придворной «немецкой партии». Оспорено распространенное мнение, что славянофилы отрицали существование исторических предпосылок, вызвавших реформы Петра I и желали возвращения России к допетровским обычаям. Стремление «московской партии» к развитию национальной культуры и формированию национального сознания вызывало постоянное противодействие апологетов европейского космополитизма. Это противодействие было тем сильнее, что таковые составляли заметную часть окружения Николая I (а затем Александра II) и петербургской аристократии. При этом Хомяков и его единомышленники избегали союзов и покровительства, способных нанести ущерб их независимости. Придворная «немецкая партия» не ограничивалась энергичной защитой интересов остзейского дворянства, но и вела борьбу с любыми попытками, направленными на формирования национального сознания. Последовательный противник славянофилов она на протяжении десятилетий пользовалась постоянной поддержкой III отделения, а также ряда министров. Именно III отделение с начала 1840-х гг. организовывало кампании в прессе для дискредитации «московской партии» и вообще сторонников развития межславянского общения. Для ограничения влияния славянофилов их враги активно использовали цензуру, в том числе и духовную. В глазах верховной власти и общества их нередко стремились представить революционерами. Те же, напротив, являлись убежденными противниками революции, которую рассматривали как искаженную форму религиозного сознания. Единственной альтернативой будущей революционной катастрофе славянофилы считали учреждение в России совещательного Земского собора. Этот орган должен был воплотить их представления о народе как источнике власти.",
keywords = "Славянофильство, славянство, славянофильская журналистика, петровские реформы, революция, цензура, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин",
author = "Бадалян, {Дмитрий Александрович}",
note = "Бадалян Д. А. К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства // Ортодоксия. 2021. № 3. С. 73–115. ",
year = "2022",
month = sep,
day = "17",
doi = "10.53822/2712-9276-2021-3-73-115",
language = "русский",
pages = "73–115",
journal = "Ортодоксия",
issn = "2712-9276",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства

AU - Бадалян, Дмитрий Александрович

N1 - Бадалян Д. А. К национальному самосознанию – от попытки до подвига. Несколько сюжетов из истории славянофильства // Ортодоксия. 2021. № 3. С. 73–115.

PY - 2022/9/17

Y1 - 2022/9/17

N2 - В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с мировоззрением славянофилов 1840—1880-х гг. и их деятельностью, направленной на развитие у общества национального сознания: их отношение к петровским реформам, к славянскому миру и к революции. Отмечена роль славянофилов в развитии у общества православного мировоззрения и выработке основ будущего церковного устройства, а также представлено их отношение к лозунгу «Православие. Самодержавие. Народность». Рассмотрено отношение к славянофилам правительственных кругов и придворной «немецкой партии». Оспорено распространенное мнение, что славянофилы отрицали существование исторических предпосылок, вызвавших реформы Петра I и желали возвращения России к допетровским обычаям. Стремление «московской партии» к развитию национальной культуры и формированию национального сознания вызывало постоянное противодействие апологетов европейского космополитизма. Это противодействие было тем сильнее, что таковые составляли заметную часть окружения Николая I (а затем Александра II) и петербургской аристократии. При этом Хомяков и его единомышленники избегали союзов и покровительства, способных нанести ущерб их независимости. Придворная «немецкая партия» не ограничивалась энергичной защитой интересов остзейского дворянства, но и вела борьбу с любыми попытками, направленными на формирования национального сознания. Последовательный противник славянофилов она на протяжении десятилетий пользовалась постоянной поддержкой III отделения, а также ряда министров. Именно III отделение с начала 1840-х гг. организовывало кампании в прессе для дискредитации «московской партии» и вообще сторонников развития межславянского общения. Для ограничения влияния славянофилов их враги активно использовали цензуру, в том числе и духовную. В глазах верховной власти и общества их нередко стремились представить революционерами. Те же, напротив, являлись убежденными противниками революции, которую рассматривали как искаженную форму религиозного сознания. Единственной альтернативой будущей революционной катастрофе славянофилы считали учреждение в России совещательного Земского собора. Этот орган должен был воплотить их представления о народе как источнике власти.

AB - В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с мировоззрением славянофилов 1840—1880-х гг. и их деятельностью, направленной на развитие у общества национального сознания: их отношение к петровским реформам, к славянскому миру и к революции. Отмечена роль славянофилов в развитии у общества православного мировоззрения и выработке основ будущего церковного устройства, а также представлено их отношение к лозунгу «Православие. Самодержавие. Народность». Рассмотрено отношение к славянофилам правительственных кругов и придворной «немецкой партии». Оспорено распространенное мнение, что славянофилы отрицали существование исторических предпосылок, вызвавших реформы Петра I и желали возвращения России к допетровским обычаям. Стремление «московской партии» к развитию национальной культуры и формированию национального сознания вызывало постоянное противодействие апологетов европейского космополитизма. Это противодействие было тем сильнее, что таковые составляли заметную часть окружения Николая I (а затем Александра II) и петербургской аристократии. При этом Хомяков и его единомышленники избегали союзов и покровительства, способных нанести ущерб их независимости. Придворная «немецкая партия» не ограничивалась энергичной защитой интересов остзейского дворянства, но и вела борьбу с любыми попытками, направленными на формирования национального сознания. Последовательный противник славянофилов она на протяжении десятилетий пользовалась постоянной поддержкой III отделения, а также ряда министров. Именно III отделение с начала 1840-х гг. организовывало кампании в прессе для дискредитации «московской партии» и вообще сторонников развития межславянского общения. Для ограничения влияния славянофилов их враги активно использовали цензуру, в том числе и духовную. В глазах верховной власти и общества их нередко стремились представить революционерами. Те же, напротив, являлись убежденными противниками революции, которую рассматривали как искаженную форму религиозного сознания. Единственной альтернативой будущей революционной катастрофе славянофилы считали учреждение в России совещательного Земского собора. Этот орган должен был воплотить их представления о народе как источнике власти.

KW - Славянофильство, славянство, славянофильская журналистика, петровские реформы, революция, цензура, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/aa74a003-c732-3577-88e3-d60cc3669a2a/

U2 - 10.53822/2712-9276-2021-3-73-115

DO - 10.53822/2712-9276-2021-3-73-115

M3 - статья

SP - 73

EP - 115

JO - Ортодоксия

JF - Ортодоксия

SN - 2712-9276

IS - 3

ER -

ID: 101129728