Влияние обучающей среды на имплицитное и эксплицитное научение новым словам: результаты пилотажного исследования. / Перикова, Екатерина Игоревна; Блинова, Екатерина Николаевна; Андрющенко, Екатерина Александровна.
In: СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Vol. 85, 2022, p. 174–189.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Влияние обучающей среды на имплицитное и эксплицитное научение новым словам: результаты пилотажного исследования
AU - Перикова, Екатерина Игоревна
AU - Блинова, Екатерина Николаевна
AU - Андрющенко, Екатерина Александровна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Доступность средств виртуальной реальности (ВР) и привлекательность их интерактивности для пользователей повлияли на распространение данной технологии в сфере языковых образовательных программ. Однако научные исследования эффективности ВР в сравнении с традиционными методами малочисленны и показывают противоречивые результаты, которые могут объясняться влиянием дополнительных факторов, таких как двигательная активность обучающегося и используемые стратегии речевого научения. С целью уточнения роли данных факторов мы разработали естественный дизайн обучающих заданий в ВР и на мониторе компьютера, основанный на аудиальном предъявлении участникам новых слов совместно с их визуальными референтами в контексте вопросительных предложений. Контролируемыми переменными были стратегии речевого научения (быстрое картирование / явное кодирование) и способы двигательного ответа на вопрос (высокоамплитудные / низкоамплитудные движения руки). 16 респондентов изучили по 8 существительных в двух обучающих средах. Правильность ответов и время реакции в задании узнавания позволили оценить успешность усвоения слов. Правильность ответов была проанализирована с помощью RM-ANOVA, время реакции – с использованием Wilcoxon test. Правильность узнавания новых слов значимо не различалась после обучения в ВР (55%) и за монитором компьютера (61%). Слова, изученные при выполнении высокоамплитудных движений всей рукой, значительно лучше узнавались участниками при их усвоении посредством быстрого картирования, в то время как для слов, изученных при совершении низкоамплитудных движений пальцем, было характерно лучшее усвоение после явного кодирования при работе за монитором компьютера. Слова, изученные участниками с использованием стратегии явного кодирования при выполнении низкоамплитудного движения пальцем, узнавались быстрее после обучения в ВР, чем за монитором компьютера. Пилотажное исследование показало эффективность семантического усвоения новых слов в обеих обучающих средах при совместном влиянии стратегий речевого научения двигательной активности обучающегося на этот процесс.
AB - Доступность средств виртуальной реальности (ВР) и привлекательность их интерактивности для пользователей повлияли на распространение данной технологии в сфере языковых образовательных программ. Однако научные исследования эффективности ВР в сравнении с традиционными методами малочисленны и показывают противоречивые результаты, которые могут объясняться влиянием дополнительных факторов, таких как двигательная активность обучающегося и используемые стратегии речевого научения. С целью уточнения роли данных факторов мы разработали естественный дизайн обучающих заданий в ВР и на мониторе компьютера, основанный на аудиальном предъявлении участникам новых слов совместно с их визуальными референтами в контексте вопросительных предложений. Контролируемыми переменными были стратегии речевого научения (быстрое картирование / явное кодирование) и способы двигательного ответа на вопрос (высокоамплитудные / низкоамплитудные движения руки). 16 респондентов изучили по 8 существительных в двух обучающих средах. Правильность ответов и время реакции в задании узнавания позволили оценить успешность усвоения слов. Правильность ответов была проанализирована с помощью RM-ANOVA, время реакции – с использованием Wilcoxon test. Правильность узнавания новых слов значимо не различалась после обучения в ВР (55%) и за монитором компьютера (61%). Слова, изученные при выполнении высокоамплитудных движений всей рукой, значительно лучше узнавались участниками при их усвоении посредством быстрого картирования, в то время как для слов, изученных при совершении низкоамплитудных движений пальцем, было характерно лучшее усвоение после явного кодирования при работе за монитором компьютера. Слова, изученные участниками с использованием стратегии явного кодирования при выполнении низкоамплитудного движения пальцем, узнавались быстрее после обучения в ВР, чем за монитором компьютера. Пилотажное исследование показало эффективность семантического усвоения новых слов в обеих обучающих средах при совместном влиянии стратегий речевого научения двигательной активности обучающегося на этот процесс.
UR - http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=2269
U2 - 10.17223/17267080/85/9
DO - 10.17223/17267080/85/9
M3 - статья
VL - 85
SP - 174
EP - 189
JO - СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
JF - СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
SN - 1726-7080
ER -
ID: 99574877