На показатели психического здоровья и развития недоношенного ребенка, помимо медицинских факторов, оказывают влияние такие психологические факторы, как эмоциональное состояние родителей, уровень их родительской компетентности, качество наиболее ранних этапов взаимодействия с ребенком. При этом поддержка полноценного взаимодействия в системе «мать—младенец» рассматривается в качестве неотъемлемого компонента ранней семейно-центрированной помощи недоношенным детям. Данная работа посвящена обзору представленных в литературе исследований научно-обоснованных программ выхаживания недоношенных детей и направлений ранней помощи, связанных с поддержкой наиболее ранних этапов взаимодействия родителя и ребенка в госпитальных условиях. Результаты представлены по трем направлениям: обсуждение с родителями прогноза здоровья и развития недоношенного новорожденного, поддержка естественных условий раннего развития ребенка и привлечение родителей к раннему уходу и наблюдению за недоношенным ребенком. Данные обзора свидетельствуют, что при использовании каждого из рассмотренных направлений, важные для качественного начала и развития взаимодействия положительные изменения наблюдаются со стороны как родителя, так и недоношенного ребенка. Выделенные программы могут широко внедряться в неонатальных реанимационных отделениях для детей, рожденных до срока, в том числе с экстремально низкой массой тела при достижении ими клинической стабилизации. Представленный в обзоре материал может быть использован для научного обоснования внедрения в Российской Федерации ранней помощи недоношенным детям в госпитальных и в последующем в семейных условиях, а также позволяет выделить новые направления исследований недоношенных детей и их родителей.