Documents

Исследуются проблемы влияния идеи вечного возвращения Фридриха Ницше на поэзию русского символизма. Учитывается, что феномен Ф. Ницше был воспринят мыслителями начала XX века (Д. Мережковским, Вяч. Ивановым, Л. Шестовым, Н. Бердяевым и др.) как проблема религиозная, вызванная кризисом христианского сознания в связи с выдвинутой Ницше идеей «смерти Бога». Объектом анализа являются сборники стихов Вяч. Иванова и К. Бальмонта 1900-1910-х гг. Рассматриваются античные истоки идеи вечного возвращения и прежде всего миф Платона о возвращении души в сакральное время и пространство. Анализируется мифопоэтический сюжет возвращения души к истинно сущему (Богу), который развивается В. Соловьевым в его учении о Богочеловечестве и оказывается важным для Вяч. Иванова. Утверждается, что учение о вечном возвращении Ницше и его идея «смерти Бога» обусловили развитие мифопоэтических и религиозно-философских мотивов в поэзии К. Бальмонта и Вяч. Иванова. Обращается внимание на то, что мотивы утраченного рая и вечного возвращения становятся доминантными в творчестве К. Бальмонта, большую роль в котором играют архетип божественного ребенка, идиллический и природно-космический топосы. В отличие от К. Бальмонта, у Вяч. Иванова преобладают мотивы возвращения души к сущему (Богу), ритуально-мифологические мотивы смерти и возрождения.
Original languageRussian
Pages (from-to)122-136
JournalСОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Issue number1(57)
StatePublished - 2018

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 36364037