Standard

Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики. / Власов, Сергей Васильевич; Московкин, Леонид Викторович.

In: НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Vol. 8, No. 3, 2022, p. 71-81.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Власов, СВ & Московкин, ЛВ 2022, 'Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики', НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, vol. 8, no. 3, pp. 71-81.

APA

Власов, С. В., & Московкин, Л. В. (2022). Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики. НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 8(3), 71-81.

Vancouver

Власов СВ, Московкин ЛВ. Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики. НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022;8(3):71-81.

Author

BibTeX

@article{35aec076e9b340e29cd8e3c72b25547f,
title = "Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики",
abstract = "Изучение учебника русской грамматики И.А. Гейма представляет интерес для истории педагогики, так как позволяет раскрыть особенности обучения русскому языку как иностранному в России в конце XVIII в. Исследование источников трех изданий этой грамматики позволяет понять, какая из существовавших грамматических традиций оказывала наиболее сильное влияние на авторов учебников русского языка того времени. Цель исследования – изучить особенности описания русской грамматики в трех изданиях учебника И.А. Гейма, позволяющие установить их источники и отражающие методические взгляды автора. Материалы и методы: Материал исследования – разделы «Имя», «Местоимение» и «Глагол» в трех изданиях учебника русского языка для немцев «Russische Sprachlehre f{\"u}r Deutsche» (1789, 1794, 1804). Анализу подвергается описание не всех грамматических категорий имени, местоимения и глагола, а только тех, интерпретация которых в разных учебниках обладает спецификой и вызывает трудности у иностранных учащихся: рода и склонения существительных, степеней сравнения прилагательных, разрядов местоимений, времен глагола. Методы исследования: описательный, сравнительный и аналитический. Результаты: Три издания русской грамматики для немцев И.А. Гейма обладают внутренним единством, но при этом отличаются друг от друга в деталях. При написании первого вариантам учебника (1789 г.) И.А. Гейм опирался на грамматику М.В. Ломоносова, хотя в некоторых случаях и на грамматику Я. Родде. Издание 1794 г. также основано на грамматике М.В. Ломоносова, но при этом оказывается более сильным влияние грамматик Я. Родде и П.И. Соколова. Текст издания 1804 г. обнаруживает зависимость от академической грамматики 1802 г. И.А. Гейм в большей степени был педагогом, чем лингвистом. Его заслуга состоит в том, что он стремился сделать грамматические правила доступными и посильными, систематизируя и упрощая их и приводя более употребительные примеры. [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/annotation/2820/].",
keywords = "история педагогики, XVIII век, русский язык как иностранный, методика обучения грамматике, учебники грамматики, И.А. Гейм",
author = "Власов, {Сергей Васильевич} and Московкин, {Леонид Викторович}",
year = "2022",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "71--81",
journal = "НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Три издания грамматики русского языка И.А. Гейма и их источники в истории педагогики

AU - Власов, Сергей Васильевич

AU - Московкин, Леонид Викторович

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Изучение учебника русской грамматики И.А. Гейма представляет интерес для истории педагогики, так как позволяет раскрыть особенности обучения русскому языку как иностранному в России в конце XVIII в. Исследование источников трех изданий этой грамматики позволяет понять, какая из существовавших грамматических традиций оказывала наиболее сильное влияние на авторов учебников русского языка того времени. Цель исследования – изучить особенности описания русской грамматики в трех изданиях учебника И.А. Гейма, позволяющие установить их источники и отражающие методические взгляды автора. Материалы и методы: Материал исследования – разделы «Имя», «Местоимение» и «Глагол» в трех изданиях учебника русского языка для немцев «Russische Sprachlehre für Deutsche» (1789, 1794, 1804). Анализу подвергается описание не всех грамматических категорий имени, местоимения и глагола, а только тех, интерпретация которых в разных учебниках обладает спецификой и вызывает трудности у иностранных учащихся: рода и склонения существительных, степеней сравнения прилагательных, разрядов местоимений, времен глагола. Методы исследования: описательный, сравнительный и аналитический. Результаты: Три издания русской грамматики для немцев И.А. Гейма обладают внутренним единством, но при этом отличаются друг от друга в деталях. При написании первого вариантам учебника (1789 г.) И.А. Гейм опирался на грамматику М.В. Ломоносова, хотя в некоторых случаях и на грамматику Я. Родде. Издание 1794 г. также основано на грамматике М.В. Ломоносова, но при этом оказывается более сильным влияние грамматик Я. Родде и П.И. Соколова. Текст издания 1804 г. обнаруживает зависимость от академической грамматики 1802 г. И.А. Гейм в большей степени был педагогом, чем лингвистом. Его заслуга состоит в том, что он стремился сделать грамматические правила доступными и посильными, систематизируя и упрощая их и приводя более употребительные примеры. [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/annotation/2820/].

AB - Изучение учебника русской грамматики И.А. Гейма представляет интерес для истории педагогики, так как позволяет раскрыть особенности обучения русскому языку как иностранному в России в конце XVIII в. Исследование источников трех изданий этой грамматики позволяет понять, какая из существовавших грамматических традиций оказывала наиболее сильное влияние на авторов учебников русского языка того времени. Цель исследования – изучить особенности описания русской грамматики в трех изданиях учебника И.А. Гейма, позволяющие установить их источники и отражающие методические взгляды автора. Материалы и методы: Материал исследования – разделы «Имя», «Местоимение» и «Глагол» в трех изданиях учебника русского языка для немцев «Russische Sprachlehre für Deutsche» (1789, 1794, 1804). Анализу подвергается описание не всех грамматических категорий имени, местоимения и глагола, а только тех, интерпретация которых в разных учебниках обладает спецификой и вызывает трудности у иностранных учащихся: рода и склонения существительных, степеней сравнения прилагательных, разрядов местоимений, времен глагола. Методы исследования: описательный, сравнительный и аналитический. Результаты: Три издания русской грамматики для немцев И.А. Гейма обладают внутренним единством, но при этом отличаются друг от друга в деталях. При написании первого вариантам учебника (1789 г.) И.А. Гейм опирался на грамматику М.В. Ломоносова, хотя в некоторых случаях и на грамматику Я. Родде. Издание 1794 г. также основано на грамматике М.В. Ломоносова, но при этом оказывается более сильным влияние грамматик Я. Родде и П.И. Соколова. Текст издания 1804 г. обнаруживает зависимость от академической грамматики 1802 г. И.А. Гейм в большей степени был педагогом, чем лингвистом. Его заслуга состоит в том, что он стремился сделать грамматические правила доступными и посильными, систематизируя и упрощая их и приводя более употребительные примеры. [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/annotation/2820/].

KW - история педагогики

KW - XVIII век

KW - русский язык как иностранный

KW - методика обучения грамматике

KW - учебники грамматики

KW - И.А. Гейм

UR - http://rrpedagogy.ru/journal/annotation/2820/

M3 - статья

VL - 8

SP - 71

EP - 81

JO - НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

JF - НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

IS - 3

ER -

ID: 99019785