Цель. Систематизация и обобщение научной информации о влиянии раннего депривационного опыта институционализации на биологические показатели развития детей, а также описание возможных физиологических механизмов негативного влияния ранней депривации и взаимосвязи изменения биологических маркеров с поведенческими проявлениями у детей. Контекст и актуальность. Ранняя депривация является мощнейшим социально-психологическим фактором, драматически влияющим на последующее психическое здоровье и развитие детей. К настоящему времени в международной научной литературе накоплен большой объем данных о биологических эффектах ранней институциональной депривации, однако эти данные мало представлены в российской литературе. В связи с ростом числа детей с опытом институционализации, принятых в российские замещающие семьи, и необходимостью понимания их биологического развития и соответствующих поведенческих проявлений необходимо проведение анализа, систематизации и обобщения представленных в литературе результатов изучения последствий ранней институционализации. Основные выводы. Результаты исследований свидетельствуют о наличии у детей с депривационным опытом ранней институционализации значительных нарушений в биологических системах организма, проявляющихся в негативных изменениях морфофункционального развития и микроструктурной организации мозга, нейрофизиологических индексов, секреции кортизола, нарушениях иммунитета, состава микробиоты, изменениях профилей метилирования ДНК. Изменения биологических показателей, а также их поведенческих коррелятов связаны с характеристиками институционализации, среди которых прежде всего выделяются длительность пребывания детей в депривационных условиях (возраст перевода ребенка из учреждения в семью) и тяжесть депривационных условий. Пребывание человека на ранних этапах развития в депривационных условиях окружения может иметь значительные отдаленные последствия, проявляющиеся в долговременных негативных изменениях показателей биологического развития и взаимосвязанных с ними поведенческих проявлениях. Для предотвращения нарушений развития и психического здоровья человека, связанных с долговременным влиянием раннего депривационного опыта, государственная политика в области раннего детства и работа профессионального сообщества должны быть направлены на удовлетворение права ребенка на проживание в семье во взаимодействии и формировании отношений с чувствительными и отзывчивыми к потребностям развития ребенка, эмоционально доступными постоянными близкими взрослыми.