В XX в. и в особенности в первой его половине в Иране и среди иранских историков за рубежом наблюдался всплеск интереса к истории российско-иранских отношений, выраженный в появлении целого ряда фундаментальных работ, о которых почти ничего не известно в России. Помимо эксклюзивности их уникальность была и в том, что авторы, такие, например, как С.М.’А. Джамал-Заде, Н. Фальсафи и Н.Х. Мо’эззи, получившие образование в Европе, активно использовали в своих исследованиях европейские, российские, иранские и османские источники. Многие классики иранской исторической науки при исследовании истории межгосударственных отношений Русского царства и державы Сефевидов чаще всего обращались к источникам российского происхождения, подчеркивая их ценность. Другие авторы, такие как Н.Х. Мо’эззи и Н. Фальсафи, в своих работах использовали в большем количестве дополнительные источники европейского, иранского и османского происхождения. Их труды в сравнении с российской историографией позволяют уточнить ряд вопросов принципиального характера.