Standard

Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям. / Мухамедрахимов, Рифкат.

In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология., Vol. 14, No. 4, 11.2024, p. 571-587.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Мухамедрахимов, Рифкат. / Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям. In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024 ; Vol. 14, No. 4. pp. 571-587.

BibTeX

@article{a3667f5ccd9242c0a3a29ad6992f62d4,
title = "Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям",
abstract = "Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980-1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, изменяющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.",
keywords = "дети, младенческий и ранний возраст, семьи, ранняя помощь, научные основы",
author = "Рифкат Мухамедрахимов",
note = "Мухамедрахимов Р. Ж. Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям // Вестник СПбГУ. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 4. С. 571-587. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401",
year = "2024",
month = nov,
doi = "10.21638/spbu16.2024.401",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "571--587",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям

AU - Мухамедрахимов, Рифкат

N1 - Мухамедрахимов Р. Ж. Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям // Вестник СПбГУ. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 4. С. 571-587. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401

PY - 2024/11

Y1 - 2024/11

N2 - Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980-1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, изменяющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.

AB - Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980-1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, изменяющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.

KW - дети

KW - младенческий и ранний возраст

KW - семьи

KW - ранняя помощь

KW - научные основы

U2 - 10.21638/spbu16.2024.401

DO - 10.21638/spbu16.2024.401

M3 - статья

VL - 14

SP - 571

EP - 587

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 4

ER -

ID: 129337571