Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям. / Мухамедрахимов, Рифкат.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология., Vol. 14, No. 4, 11.2024, p. 571-587.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
N1 - Мухамедрахимов Р. Ж. Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям // Вестник СПбГУ. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 4. С. 571-587. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401
PY - 2024/11
Y1 - 2024/11
N2 - Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980-1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, изменяющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.
AB - Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980-1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, изменяющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.
KW - дети
KW - младенческий и ранний возраст
KW - семьи
KW - ранняя помощь
KW - научные основы
U2 - 10.21638/spbu16.2024.401
DO - 10.21638/spbu16.2024.401
M3 - статья
VL - 14
SP - 571
EP - 587
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
SN - 2658-3607
IS - 4
ER -
ID: 129337571