Цель исследования – выявить особенности коммуникативных навыков детей 4-7 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна (СД) и умственной отсталостью (УО) по сравнению с типично развивающимися (ТР) сверстниками. В исследовании приняли участие 50 ТР детей, 30 детей с РАС, 10 детей с СД, 10 детей с диагнозом УО лёгкой степени. Разработана и адаптирована комплексная методика изучения вербальных и невербальных коммуникативных навыков детей.
Произведена видеозапись поведения, аудиозапись речи детей в модельных ситуациях взаимодействия с экспериментатором и родителями: диалог, повторение слов, игра, чтение; психофизиологическое тестирование детей, включающее определение профиля функциональной латеральной асимметрии, дихотическое тестирование, проверку фонематического слуха. На основании лингвистического, перцептивного, фонетического и спектрографического анализа речи детей и обращённой к ним речи
родителей выявлены показатели, характеризующие возможности вербальной коммуникации детей с различными диагнозами; на основании экспертного анализ видеозаписей – показатели невербальной коммуникации. Показано, что ТР дети используют вербальные ответы, содержащие сложные реплики,
сопровождающиеся разнообразными жестами. Для детей с РАС характерна ограниченная коммуникация, эхолалия, мало функциональная, конкретная речь, неправильное употребление местоимений, жесты, не дополняющие речь, ограниченный репертуар эмоций. Дети с СД и УО заменяют и дополняют жестами речевые высказывания, более эмоциональны, чем ТР дети. Носители языка с высокой вероятностью распознают значение слов ТР детей, с наименьшей вероятностью – слов детей с СД, что подтверждается
данными фонетического анализа о несформированности большинства согласных фонем у детей с СД. Выявлены специфические акустические характеристики голоса и речи детей. Для детей с РАС характерны высокие значения частоты основного тона (ЧОТ) и диапазона ЧОТ, высокие значения частоты и амплитуды третьей форманты, индекса артикуляции гласных (ИАГ), что определяет возможность чёткой артикуляции гласных. Значения ЧОТ у детей с РАС выше, чем у детей с СД, УО; минимальные значения ЧОТ - у ТР
детей. Значения ИАГ минимальны у детей с УО и СД. Показана специфика коммуникации матерей детей с СД и РАС по сравнению с матерями ТР детей.