Рассматривая в либретто О. Мессиана «Святой Франциск Ассизский. Францисканские сцены» формирование смыслового пространства францисканской духовности, автор статьи исследует проблему современной интерпретации в поэме христианских идей, актуальных для жизни и творчества святого Франциска Ассизского. В концепции поэмы автор статьи анализирует отражение символических образов и основополагающих идей эпохи высокой схоластики: откровения, связи между человеком, миром и Богом, предопределения / Божественного провидения, «озарения», смерти и воскресения мертвых, Божественной истины, «все сущее есть благо», истинной и совершенной радости. Обнаружено отражение в зеркале поэмы смысла агиографических текстов, затрагивающих аспекты жизни и творчества святого Франциска Ассизского, а также претворение теологических идей современных католических мыслителей – П. Клоделя, Р. Гвардини, П. Тейяра де Шардена, Х. У. фон Бальтазара. Отмечены смысловые совпадения и различия в интерпретациях идей католицизма в мистерии Клоделя «Благая весть Марии» и в поэме Мессиана «Святой Франциск Ассизский. Францисканские сцены». Методом герменевтической реконструкции художественного замысла поэмы впервые дано истолкование ее идейной концепции. Анализ запечатленных в тексте поэмы идей высокой схоластики создает новое представление о францисканской духовности. Методами компаративистики впервые выявляется сходство и различие в интерпретации идей католицизма в мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии» и поэме Мессиана «Францисканские сцены». В зеркале поэмы Мессиана «Святой Франциск Ассизский. Францисканские сцены» отражен смысл жизнеописаний Фомы Челанского, святого Бонавентуры и других. Мессиан запечатлел примеры духовного подвига евангельской жизни и смерти святого Франциска Ассизского в поэме, раскрыв идеи философско-поэтических сочинений последних лет жизни святого: «Песнь хвалы Богу в творениях», «Гимн брата Солнца», «Приветствие добродетелям», «Призыв к восхвалению Бога», «Наставление об истинной и совершенной радости». Текст поэмы отражает широкий диапазон религиозно-философских идей высокой схоластики, в первую очередь, святого Бонавентуры и святого Фомы Аквинского. Автор поэмы представил художественное истолкование христианских идей откровения, связи между человеком, миром и Богом, предопределения / Божественного провидения, «озарения», смерти и воскресения мертвых, Божественной истины, «все сущее есть благо», истинной и совершенной радости.