Прогнозирование событий, как условие научения и последующей адаптации, рассматривается
в множестве теоретических схем (Анохин П.К., 1975; Friston K., 2005; Baldeweg T.,
2007). С нашей точки зрения, научение, как модификация межнейронных связей в нервной
системе, происходит вследствие реакции на рассогласование реального события с событием,
прогнозируемым нервной системой. Нервная система всегда формирует на своем входе
с помощью нисходящих связей образ прогнозируемого события, который сравнивается с реальным
образом, поступившим на вход из окружающей среды. Это используется для модификации
связей с целью минимизации последующих ошибок (Горбунов И.А., 2016). Исходя
из существующих теорий, таких механизмов научения как минимум два (Gluck M.A., 2008).
Один из них – «эксплицитный», который необходим для достижения приспособительного, а
другой – «имплицитный», необходимый для предварительного научения. Частной задачей
было выяснение особенностей вышеуказанных когнитивных механизмов при шизофрении,
учитывая фактор фармакотерапии. У больных шизофренией редуцируются негативные компоненты
ВП, отражающие реакцию на ошибку (Kawakubo Y. et al. 2007, Korostenskaja M. et
al. 2005, Mathalon D. H., Näätänen R. et al 2012, Wynn J. K. et al. 2010). В основе исследования
стояла гипотеза о том, что при шизофрении нарушается баланс между ними и способствует
формированию типичных когнитивных отклонений и, возможно, негативной симптоматики.
Организация исследования. Исследование состояло из сложной экспериментальной
процедуры, в которой испытуемым из различных экспериментальных групп предъявлялись
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
96
последовательности, содержащие закономерно изменяющиеся и девиантные стимулы. Также
у испытуемых измерялась степень выраженности различных когнитивных стилей. Последовательности
состояли из 2 групп. Первый тип (80 последовательностей) – звуки, в которых могли
изменяться – частота и громкость. Второй тип (80 последовательностей) – фотографии лиц
людей (Cohn‐Kanade AU‐Coded Facial Expression Database), в которых могли изменяться:
мимика (эксплицитная закономерность), с той или иной степенью выраженности определенной
эмоции, пол человека на фотографии, национальная принадлежность (имплицитная закономерность).
В эксперименте участвовали 46 испытуемых. Контрольная группа: 28 условно
здоровых испытуемых. Экспериментальная группа: 18 больных шизофренией. У больных
экспериментальной группы измерялась выраженность негативной симптоматики. Фармакотерапию,
которую принимали данные больные, можно условно разделить на 3 типа: типичные
нейролептики, атипичные и их комбинация.
Обсуждение результатов. Результаты работы в первую очередь отражают связь между
когнитивным механизмом, обеспечивающим избирательность внимания, и шизофренией параноидной
формы, и выявляют типичные для нее когнитивные стили в исследуемой выборке.
Однако оказывается, что изучаемые всеми когнитивные нарушения при шизофрении, характеризующиеся
нарушением избирательности внимания и полезависимостью, связаны в первую
очередь с приемом типичных нейролептиков. Причем выраженность этих нарушений внимания
не зависит от негативной симптоматики. Больные шизофренией при приеме типичных
или атипичных нейролептиков демонстрируют разные когнитивные стили. Принимающие
типичные нейролептики больные существенно чаще относятся к стилю «полезависимые», а
принимающие атипичные нейролептики к стилю «синтетики».
Физиологическим механизмом реализации такого когнитивного стиля как полезависимость,
можно назвать медленную обработку стимулов, содержащих «имплицитную» ошибку.
То есть информация о параметрах этих стимулов хоть и вызывает усиление произвольного
внимания к таким стимулам (индицируемое волной P3a (280 мс)), но не вызывает оценки релевантности
«имплицитных» стимулов к выполняемой деятельности, которая индицируется
волной P3b (480 мс). Эта роль волны P3b подчеркивается в нескольких работах (напр., Volpe
U. et al., 2007). При оценке активации структур мозга, связанных с данной волной, оказывается,
что нарушается механизм запоминания выделенных и классифицированных девиантных
параметров стимула, запускаемый сигналами из правого гиппокампа (по данным нейровиизуализации
LORETA). Именно такой эффект наблюдается у полезависимых испытуемых, среди
которых большинство составляют больные шизофренией, принимающие типичные нейролептики.
Наоборот, эти стимулы, задействуют произвольное внимание и интерферируют с
выполняемой задачей, активируя верхнюю фронтальную кору мозга.