Standard

Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России. / Лунева, Елена Викторовна.

In: ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА, Vol. 26, No. 10, 2022, p. 110-126.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{b43607a6eb264a308e5451c885fcf0f7,
title = "Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России",
abstract = "В прикладных науках отсутствует единое наименование пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток (клеточных линий) животного происхождения ({"}искусственное мясо{"}, {"}синтетическое мясо{"}, {"}клеточное мясо{"}, {"}культивируемое мясо{"}, {"}культивированное мясо{"}, {"}мясо in vitro{"}, {"}чистое мясо{"}, {"}мясо из пробирки{"} и др.). Доказано, что в России в качестве легального наименования пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток животного происхождения, наиболее эффективным является словосочетание {"}культивируемый мясной продукт{"}. Обоснована необходимость правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов как принципиально новых пищевых продуктов, а не эрзац-продукции (неполноценного заменителя). Показана эффективность дифференциации нормативных требований о качестве и безопасности применительно к таким разновидностям искусственных мясных продуктов, как: аналоги мясных продуктов, изготовленные на основе растительного белка, и культивируемые мясные продукты. Выделены базовые пересекающиеся области правового регулирования, охватывающие общественные отношения по производству и реализации культивируемых мясных продуктов: качество и безопасность пищевых продуктов для человека и окружающей среды; генно-инженерная деятельность (если исходные клеточные линии подвергаются генетической модификации); защита жизни и здоровья потребителей, иных их интересов. Указанные области составляют общее правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере производства и реализации культивируемых мясных продуктов. С позиции соотношения общего и специального правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов оценена безопасность вывода таких продуктов на рынок Сингапура, США, Европейского союза и России. В России не в полной мере учитывается специфика культивируемых мясных продуктов в наднациональном и национальном правовом регулировании обеспечения безопасности пищевого продукта нового вида. Требуется разработка и принятие системы дополнительных правовых инструментов, обеспечивающих безопасность культивируемых мясных продуктов на стадиях их производства и вывода на рынок. Применимыми для заимствования и развития российского законодательства в исследуемой области следует признать: специальные правовые меры Сингапура и США по обеспечению безопасности конечного культивируемого мясного продукта и по уменьшению высокого риска, связанного с природой исходных клеточных линий; систему общих правовых мер Европейского союза о выявлении, оценке и снижении степени рисков причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде в результате введения в оборот новых пищевых продуктов.",
author = "Лунева, {Елена Викторовна}",
note = "Лунева Е.В. Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России // Журнал российского права. – 2022. – Т. 26. – № 10. – С. 110-126. DOI: 10.12737/jrl.2022.109. ",
year = "2022",
doi = "10.12737/jrl.2022.109",
language = "русский",
volume = "26",
pages = "110--126",
journal = "ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА",
issn = "1605-6590",
publisher = "Норма",
number = "10",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России

AU - Лунева, Елена Викторовна

N1 - Лунева Е.В. Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России // Журнал российского права. – 2022. – Т. 26. – № 10. – С. 110-126. DOI: 10.12737/jrl.2022.109.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В прикладных науках отсутствует единое наименование пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток (клеточных линий) животного происхождения ("искусственное мясо", "синтетическое мясо", "клеточное мясо", "культивируемое мясо", "культивированное мясо", "мясо in vitro", "чистое мясо", "мясо из пробирки" и др.). Доказано, что в России в качестве легального наименования пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток животного происхождения, наиболее эффективным является словосочетание "культивируемый мясной продукт". Обоснована необходимость правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов как принципиально новых пищевых продуктов, а не эрзац-продукции (неполноценного заменителя). Показана эффективность дифференциации нормативных требований о качестве и безопасности применительно к таким разновидностям искусственных мясных продуктов, как: аналоги мясных продуктов, изготовленные на основе растительного белка, и культивируемые мясные продукты. Выделены базовые пересекающиеся области правового регулирования, охватывающие общественные отношения по производству и реализации культивируемых мясных продуктов: качество и безопасность пищевых продуктов для человека и окружающей среды; генно-инженерная деятельность (если исходные клеточные линии подвергаются генетической модификации); защита жизни и здоровья потребителей, иных их интересов. Указанные области составляют общее правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере производства и реализации культивируемых мясных продуктов. С позиции соотношения общего и специального правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов оценена безопасность вывода таких продуктов на рынок Сингапура, США, Европейского союза и России. В России не в полной мере учитывается специфика культивируемых мясных продуктов в наднациональном и национальном правовом регулировании обеспечения безопасности пищевого продукта нового вида. Требуется разработка и принятие системы дополнительных правовых инструментов, обеспечивающих безопасность культивируемых мясных продуктов на стадиях их производства и вывода на рынок. Применимыми для заимствования и развития российского законодательства в исследуемой области следует признать: специальные правовые меры Сингапура и США по обеспечению безопасности конечного культивируемого мясного продукта и по уменьшению высокого риска, связанного с природой исходных клеточных линий; систему общих правовых мер Европейского союза о выявлении, оценке и снижении степени рисков причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде в результате введения в оборот новых пищевых продуктов.

AB - В прикладных науках отсутствует единое наименование пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток (клеточных линий) животного происхождения ("искусственное мясо", "синтетическое мясо", "клеточное мясо", "культивируемое мясо", "культивированное мясо", "мясо in vitro", "чистое мясо", "мясо из пробирки" и др.). Доказано, что в России в качестве легального наименования пищевого продукта, получаемого в лабораторных условиях из клеток животного происхождения, наиболее эффективным является словосочетание "культивируемый мясной продукт". Обоснована необходимость правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов как принципиально новых пищевых продуктов, а не эрзац-продукции (неполноценного заменителя). Показана эффективность дифференциации нормативных требований о качестве и безопасности применительно к таким разновидностям искусственных мясных продуктов, как: аналоги мясных продуктов, изготовленные на основе растительного белка, и культивируемые мясные продукты. Выделены базовые пересекающиеся области правового регулирования, охватывающие общественные отношения по производству и реализации культивируемых мясных продуктов: качество и безопасность пищевых продуктов для человека и окружающей среды; генно-инженерная деятельность (если исходные клеточные линии подвергаются генетической модификации); защита жизни и здоровья потребителей, иных их интересов. Указанные области составляют общее правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере производства и реализации культивируемых мясных продуктов. С позиции соотношения общего и специального правового регулирования производства и реализации культивируемых мясных продуктов оценена безопасность вывода таких продуктов на рынок Сингапура, США, Европейского союза и России. В России не в полной мере учитывается специфика культивируемых мясных продуктов в наднациональном и национальном правовом регулировании обеспечения безопасности пищевого продукта нового вида. Требуется разработка и принятие системы дополнительных правовых инструментов, обеспечивающих безопасность культивируемых мясных продуктов на стадиях их производства и вывода на рынок. Применимыми для заимствования и развития российского законодательства в исследуемой области следует признать: специальные правовые меры Сингапура и США по обеспечению безопасности конечного культивируемого мясного продукта и по уменьшению высокого риска, связанного с природой исходных клеточных линий; систему общих правовых мер Европейского союза о выявлении, оценке и снижении степени рисков причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде в результате введения в оборот новых пищевых продуктов.

U2 - 10.12737/jrl.2022.109

DO - 10.12737/jrl.2022.109

M3 - статья

VL - 26

SP - 110

EP - 126

JO - ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА

JF - ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА

SN - 1605-6590

IS - 10

ER -

ID: 108524645