С использованием прайминг-парадигмы у детей 6–7 лет с типичным развитием (ТР), с задержкой
психического развития (ЗПР) и с расстройством аутического спектра (РАС) изучали влияние предваряющей
зрительной информации на скорость распознавания зрительных стимулов разной степени сложности в
зависимости от интервала между тестовым (фигуры зверей, кляксы разной конфигурации, изображения
решеток из вертикальных и горизонтальных линий с высокой частотой следования) и прайм-стимулами
(комбинированные изображения, представляющие собой сочетание двух тестовых стимулов, один из
которых представлял глобальный, а другой — локальный, встроенный, элементы изображения). У детей с
ТР отмечено облегчающее влияние предваряющей глобальной информации на время распознавания
зрительных объектов независимо от степени их сложности и вербального кодирования. У детей с ЗПР
большее влияние на распознавание фигур также оказывал глобальный элемент прайм-стимула, при этом
величина прайминг-эффекта и эффекта облегчения зависела от уровня общего недоразвития речи. При
высокой выраженности речевого расстройства отмечалось полное отсутствие облегчающего влияния
предваряющей зрительной информации на различение оформленных изображений (фигур зверей и клякс).
При низком уровне общего недоразвития речи облегчающее влияние предваряющей зрительной
информации на временные параметры различения отмечалось только для знакомых, легко вербально
кодируемых изображений (фигуры зверей), тогда как при различении неоформленных фигур (кляксы) и
линий разной ориентации эффект облегчения был направлен на оба стимула, что не позволяло ребенку
выделить нужный элемент текущей зрительной информации на основе предваряющей информации. Для
детей с РАС облегчающее влияние на временные параметры различения тестовых фигур оказывали
локальные элементы предваряющей зрительной стимуляции, что свидетельствует о качественном
нарушении процесса взаимодействия локальной и глобальной информации при распознавании целостного
объекта. Однако эффективность этого процесса зависела от типа распознаваемых стимулов (сложности
изображений и возможности их вербализации), а также от уровня развития речи.
Таким образом показано, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием
зависит от типа априорной информации и от уровня нарушения речевого и психического развития.
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 17-06-
000644-ОГН\18.