Standard

Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу. / Брыкова, Александра Андреевна.

In: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, No. 5, 2, 2020, p. 15-24 .

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{8f1258f3d8c94bde8cbd133f1229b500,
title = "Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу",
abstract = "В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.",
keywords = "ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, УМНАЯ МАША, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, АСПЕКТУАЛЬНО-ТАКСИСНЫЕ СИТУАЦИИ, СИТУАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЛОКАЛИЗОВАННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНО-ИКОНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, graphic story, Clever Masha, creolized text, aspectual and taxis situation, temporal localization, iconic and representative discourse",
author = "Брыкова, {Александра Андреевна}",
note = "Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. №5. С.15-24. ",
year = "2020",
doi = "10.15393/uchz.art.2020.494",
language = "русский",
pages = "15--24 ",
journal = "УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА",
issn = "1998-5053",
publisher = "Издательство Петрозаводского государственного университета",
number = "5",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу

AU - Брыкова, Александра Андреевна

N1 - Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. №5. С.15-24.

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.

AB - В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.

KW - ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, УМНАЯ МАША, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, АСПЕКТУАЛЬНО-ТАКСИСНЫЕ СИТУАЦИИ, СИТУАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЛОКАЛИЗОВАННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНО-ИКОНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

KW - graphic story, Clever Masha, creolized text, aspectual and taxis situation, temporal localization, iconic and representative discourse

U2 - 10.15393/uchz.art.2020.494

DO - 10.15393/uchz.art.2020.494

M3 - статья

SP - 15

EP - 24

JO - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

JF - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

SN - 1998-5053

IS - 5

M1 - 2

ER -

ID: 86162317