Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу. / Брыкова, Александра Андреевна.
In: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, No. 5, 2, 2020, p. 15-24 .Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу
AU - Брыкова, Александра Андреевна
N1 - Особенности вербализации аспектуально-таксисных ситуаций в советских детских рассказах про Умную Машу // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. №5. С.15-24.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.
AB - В статье исследуются аспектуально-таксисные ситуации и смежные с ними ситуации временной локализованности в графических рассказах про Умную Машу, печатавшихся в советском детском журнале «Чиж» с 1934 по 1937 год. Использование методов синтаксического и прагматического анализа позволяет показать, как в процессе складывания канонов жанра меняются способы вербализации сюжетного развертывания, в основе которого лежит моно- и полисубъектный независимый таксис, как соотносится текст с коммуникативными возможностями читателей-детей. Постепенная креолизация графического рассказа приводит к тому, что текст перестает использоваться как инструмент заполнения сюжетных лакун, что ведет к сокращению аспектуально-таксисных ситуаций, которые замещаются на ситуации, находящиеся вне таксисных отношений (осложненными различными модальными смыслами), к отказу от последовательного использования маркеров временной делиминации и маркеров ситуаций временной локализованности / нелокализованности (или расширению за счет них временных границ таксисной ситуации). Это становится причиной смены функций между визуальным и вербальным рядом, который больше не дублирует изображение и, обнаруживая все меньше общих черт с репрезентативно-иконическим детским дискурсом, усложняет всю структуру графического рассказа, способствуя повышению коммуникативной компетенции детей.
KW - ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, УМНАЯ МАША, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, АСПЕКТУАЛЬНО-ТАКСИСНЫЕ СИТУАЦИИ, СИТУАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЛОКАЛИЗОВАННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНО-ИКОНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
KW - graphic story, Clever Masha, creolized text, aspectual and taxis situation, temporal localization, iconic and representative discourse
U2 - 10.15393/uchz.art.2020.494
DO - 10.15393/uchz.art.2020.494
M3 - статья
SP - 15
EP - 24
JO - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
JF - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
SN - 1998-5053
IS - 5
M1 - 2
ER -
ID: 86162317