В статье исследуется генезис эмпирически наблюдаемой мозаичной картины мира в массовом сознании, где наряду с рациональным знанием представлены обломки древних, мифологических, средневековых и медийноразвлекательных материалов. Рациональная механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, но испытала трансформацию под влиянием революции в физике конца XIX – начала XX вв., дифференцировавшей теоретическое описание микро-, макро- и мегамира (Н. Бор, Э. Шредингер, А. Эйнштейн), пересмотревшей логику причинности, которая была потеснена
вероятностным характером описания мироустройства, событий и процессов в нем. Новая картина мира вызвала философскую реакцию (А. Бергсон), в результате которой было обосновано привилегированное значение наблюдателя из повседневного земного мира. Физическая картина мира повлияла на развитие естественнонаучных картин мира (биологическая, химизм В. И. Вернадского), исторические и социологические образы истории культуры и общества (О. Шпенглер, П. А. Сорокин). Эмпирически наблюдаемый мозаичный образ мира респондента в массовом обществе потребления является результатом влияния системы образования и индивидуального стиля медиапотребления, охватывающего популяризацию научного знания, новостных передач и развлекательных материалов, не претендующих на научную истинность. Теоретическое описание вклада массмедиа в картину мира респондента достигнуто с использованием теории коммуникации Н. Лумана, М. Бергхаус, Ф. де Соссюра, конструктивистского анализа художественного произведения В. Беньямином, исследований языковых картин мира в лингвистике.