Консервативный поворот в современной России актуализирует вопрос о месте и роли традиции в общественно-политической сфере. Анализ традиции и как теоретико-методологической концепции, и как социальной практики выявляет причины, вследствие которых традиция может использоваться как обоснование остракизма. Направленность традиции на сохранение определенного идейно-ценностного ядра и его трансляция внутри социальных групп и через поколения рассматривается как пространство возможного конфликта, эскалация которого способна приобретать формы социального отторжения различной степени интенсивности. Кейсы Л.Н. Толстого и А.В. Кураева, демонстрирующие процесс зарождения и разрастания ценностного конфликта между личностью и конкретными институтами обществами (церковью, государством, институтом общественного мнения), иллюстрируют не только своеобразие функционирования традиционного общества, но и его механизмы поддержания и оберегания традиции. Критика Л.Н. Толстого и А.В. Кураева, направленная первоначально на институт церкви, в ходе усиления конфликта охватывала все большее количество тем, связанных с устоями современного им общества, что и стало причиной попыток их исключения из социального взаимодействия. Обоснование связи между традицией и остракизмом как одним из механизмов ее поддержания предполагает конструирование теоретико-методологической модели, способной не только сравнить различные кейсы и выявлять их своеобразие, но и прогнозировать их возникновение и предлагать технологии управления ими.