Анализ материала показывает, что основные векторы осмысления образа хлеба находят отражение в его восприятии как «продукта», гарантирующего жизнь, признании несомненной аксиологической ценности хлеба для носителей русского языка. При этом, во-первых, выявляются разные кванты культурной информации, составляющие основание образа, — информация религиозного свойства (хлеб насущный, не хлебом единым), гастрономического (корка хлеба) и этического (встречать хлебом-солью) характера и т. д. Во-вторых, функционирование фразеологических единиц с компонентом хлеб в современном дискурсе демонстрирует ценностную амбивалентность хлеба — он выступает то как символ крайне необходимого и высоко ценимого (хлебом не корми), то, наоборот, как номинация
минимального, но недостаточного, с чем приходится мириться (и то хлеб). Это хорошо видно на примере устойчивого словосочетания кусок хлеба, входящего в состав многих фразеологизмов: взяв его за точку отсчета, говорящие выстраивают целую шкалу ценностных ориентиров в определении чьих-либо доходов и преуспевания — от минимально необходимых (делать что-либо за кусок хлеба) до вполне достаточных (заработать на кусок хлеба) и, наконец, высоких (зарабатывать на кусок хлеба с маслом/икрой).