Работа выполнена в рамках проекта, направленного на изучение акустических и перцептивных характеристик речи детей, специфичных для различных заболеваний и нарушений развития. Цель исследования – выявить особенности акустических характеристик речи детей с лёгкой, умеренной умственной отсталостью (УО) по сравнению с акустическими характеристиками речи детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития (СР). Осуществлена аудио запись речи 39 детей 4-14 лет, воспитывающихся в детском доме, в модельных ситуациях «диалог с экспериментатором» и «повторение слов». Проведен инструментальный спектрографический анализ речи детей. Показано, что значения длительности, частоты основного тона и диапазона частоты основного тона, частот первой, второй и третьей формант ударных гласных в речи детей с УО дошкольного возраста (5-6 лет) выше, чем в речи детей с СР. Значения диапазона частоты основного тона ударных гласных у детей с умеренной УО выше, чем у детей с УО лёгкой степени. Полученные результаты имеют значение для решения проблемы автоматического распознавания психоневрологического состояния ребёнка по его речевым сигналам и для специалистов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Original languageRussian
Title of host publicationСборник Трудов XXXIV сессии Российского акустического общества
Place of PublicationМосква
PublisherИздательство ГЕОС
Pages119-125
Number of pages7
ISBN (Print)978-5-89118-849-5
DOIs
StatePublished - 14 Feb 2022

    Scopus subject areas

  • Acoustics and Ultrasonics
  • Psychology(all)

ID: 101116082