Целью статьи является формирование типологии контекстов на основе сравнительного анализа понятия контекста и классификации видов контекстов в различных областях теоретических и прикладных знаний, отражающих специфику контекстного подхода и его вариаций, применяемых в междисциплинарных научных исследованиях. Для интерпретации контекстного знания необходимо учитывать специфику предметных/междисциплинарных областей извлечения контекстов. С этой целью в статье осуществляется систематизация видов контекстов текстовой и нетекстовой модальности. Представленная типология контекстного знания, автоматически извлекаемого из распределенной информационной среды, может быть дополнена (в зависимости от задач исследования) видами контекстов, не извлекаемых автоматически, но выполняющих важные функции в развитии предметной области. В обосновании типологии контекстов и анализе контекстного знания используются синтетический метод, методы контент-анализа, принципы системного и онтологического подходов. Определены принципы классификации и функции контекстов в Computer Science, других областях научного знания и в сфере коммуникации. Разработанная типология контекстов, включающая различные уровни интерпретации контекстного знания, апробирована в экспериментальном исследовании анализа развития терминологической базы междисциплинарного направления ‘Цифровая экономика: государственное электронное управление и умные технологии’. Кластеры контекстного знания цифровой экономики, соотнесенные с термин-концептами, позволяют на основе выделения тематических трендов построить концептуальную модель данного междисциплинарного направления, определить тенденции его развития. Дальнейшая работа предполагает создание тезауруса и формирование онтологии предметной области ‘Цифровая экономика’. Результаты исследования могут быть использованы для анализа развития терминологических баз перспективных междисциплинарных научных направлений, что имеет важное теоретическое значение для когнитивной лингвистики, семантики, науковедения. Применение принципов контекстного подхода может быть использовано в педагогической практике для самоактуализации студентов, а также в области социальных коммуникаций.
Original languageRussian
Pages (from-to)141-153
JournalСовременные информационные технологии и ит-образование
Volume15
Issue number1
DOIs
StatePublished - 2019

    Scopus subject areas

  • History and Philosophy of Science
  • Computer Science (miscellaneous)

ID: 43190716