В статье анализируется развитие теории и практики российского гуманитарного сотрудничества в контексте современных рисков и угроз. Для сравнения авторами рассмотрены основные концепции гуманитарного сотрудничества, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. Выделяются отличительные черты понимания российской академической мыслью гуманитарного сотрудничества по сравнению с пониманием его зарубежными исследователями, которые заключаются во взаимонаправленности сотрудничества со странами-партнерами. Определяется, что гуманитарное сотрудничество может включать в себя концепцию «мягкой силы», но не ограничивается ей. Таким образом, российской академической сферой предложено взаимодействие международного сотрудничества между государствами как равноправных субъектов, тогда как концепции западных учёных представляют чаще всего воздействие субъекта на другие страны - объекты. Авторы выделяют основные документы, постулирующие принципы российского гуманитарного сотрудничества с международными акторами: «Основные направления политики РФ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», Концепция внешней политики России 2016 года и Концепция гуманитарной политики России за рубежом. Проанализированы отличительные черты и сходства документов, по которым можно заключить принципы гуманитарного сотрудничества Российской Федерации. Рассмотрено изменение понимания концепции гуманитарного сотрудничества на государственном уровне, а также различие в выделении сфер данного сотрудничества. Подчеркнут рост за последние годы значения цифровизации и молодежной политики в международных отношениях. Предложены рекомендации по конкретизации и усовершенствованию текста Концепции гуманитарной политики России за рубежом от 2022 года. Развитие актуальной в условиях международного политического кризиса тематики гуманитарного сотрудничества представляет собой значительный интерес для Российского государства.