Documents

DOI

В статье анализируется внутренняя неоднородность Калининградской области: неравномерность ее территориального развития, значительные различия в укладах жизни и представлениях людей. Многообразие локальных средовых контекстов формирования калининградской идентичности рассматривается наряду с такими факторами, как приграничное положение региона и активные трансграничные контакты его жителей. Сопоставление типологии муниципальных образований области, разработанной на основе социально-экономических и демографических показателей, с результатами репрезентативного опроса населения (осень 2020 года) дало авторам основание сделать вывод о территориальной выраженности мировоззренческих границ, маркирующих не только пространство социальных отношений, но и конкретные географические ареалы. Ключевыми маркерами пространственной дифференциации являются периферийность и неустроенность многих населенных пунктов; фрустрация, вызванная неблагоприятными сравнениями и социально-экономической поляризацией социумов; социальная инерционность. Эксклавность и пограничность региона обретают значение факторов формирования калининградской идентичности, если трансграничная активность людей становится следствием необходимости компенсировать дефицит локальных ресурсов развития. Феномен лиминального социума, дистанцирующегося от культурного ядра страны, не имеет в регионе значительных масштабов вопреки распространенному мнению о «двоемирии» Калининградской области и космополитизме ее жителей.
Translated title of the contributionBorderland and Peripherality: Discussing the Contexts of Identity Shaping of the Kaliningrad Region Inhabitants
Original languageRussian
Pages (from-to)118-143
Number of pages26
JournalМир России. Социология. Этнология
Volume31
Issue number2
DOIs
StatePublished - 24 Apr 2022

    Scopus subject areas

  • Demography
  • Development
  • Economics and Econometrics
  • Sociology and Political Science

    Research areas

  • Borderland, Differences, Identity, Kaliningrad region, Mobility, Peripherality, Subjective well-being, Values

ID: 94523195