Standard

Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы. / Дускаева, Лилия Рашидовна.

In: ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ЯЗЫКОЗНАНИЕ, Vol. 19, No. 1, 03.2020, p. 52-63.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Дускаева, Лилия Рашидовна. / Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы. In: ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ЯЗЫКОЗНАНИЕ. 2020 ; Vol. 19, No. 1. pp. 52-63.

BibTeX

@article{a7f2db466cf845e18e4ea56256c91e55,
title = "Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы",
abstract = "Цель проведенного исследования – установление особенностей использования дискурсивного метода в лингвоэкспертной практике. Будучи особым способом интерпретации текста, данный метод позволяет диагностировать националистически-экстремистскую направленность текстов. Дискурс-анализ включает ряд последовательно осуществляемых процедур, важнейшими среди которых являются: 1) установление смысловой структуры текста через вычленение важнейших смыслов текста; 2) определение в этой структуре мыслительных структур, заряженных модусом неприятия и вражды; 3) оценка языковых структур на предмет содержания в них деликтности; 4) в случае обнаружения последней обоснование ее присутствия в высказываниях с опорой на анализ структуры речевой ситуации. Тем самым экспертный дискурс-анализ представляет установление тех особенностей в отборе и сочетании языковых средств, которые формируют конфликтогенность модуса текста. Такой модус создается выражением неприязни и ненависти к другой нации, утверждением идеи исключительности своей нации, побуждением к агрессивным действиям, которые выражаются побудительными композиционными формами призыва, воззвания, поучения, совета, предостережения, требования, угрозы. Каждая из форм характеризуется своей конфигурацией способов и средств. Возможности метода показаны на примере анализа двух кейсов: в одном случае наличие деликта в текстах подтверждено, в другом – опровергнуто.",
keywords = "discourse, discourse analysis, legal text interpretation, linguistic expertise, discursive-and-stylistic analisis, delict, дискурс, дискурсивный анализ, интерпретация правового текста, лингвистическая экспертиза, дискурсно-стилистический анализ, деликт",
author = "Дускаева, {Лилия Рашидовна}",
note = "Дускаева Л. Р. Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2020. – Т. 19, № 1. – С. 52–63. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.5",
year = "2020",
month = mar,
doi = "https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.5",
language = "русский",
volume = "19",
pages = "52--63",
journal = "Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie",
issn = "1998-9911",
publisher = "Волгоградский государственный университет",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы

AU - Дускаева, Лилия Рашидовна

N1 - Дускаева Л. Р. Дискурсивный анализ текстов националистической направленности в практике проведения лингвистической экспертизы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2020. – Т. 19, № 1. – С. 52–63. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.5

PY - 2020/3

Y1 - 2020/3

N2 - Цель проведенного исследования – установление особенностей использования дискурсивного метода в лингвоэкспертной практике. Будучи особым способом интерпретации текста, данный метод позволяет диагностировать националистически-экстремистскую направленность текстов. Дискурс-анализ включает ряд последовательно осуществляемых процедур, важнейшими среди которых являются: 1) установление смысловой структуры текста через вычленение важнейших смыслов текста; 2) определение в этой структуре мыслительных структур, заряженных модусом неприятия и вражды; 3) оценка языковых структур на предмет содержания в них деликтности; 4) в случае обнаружения последней обоснование ее присутствия в высказываниях с опорой на анализ структуры речевой ситуации. Тем самым экспертный дискурс-анализ представляет установление тех особенностей в отборе и сочетании языковых средств, которые формируют конфликтогенность модуса текста. Такой модус создается выражением неприязни и ненависти к другой нации, утверждением идеи исключительности своей нации, побуждением к агрессивным действиям, которые выражаются побудительными композиционными формами призыва, воззвания, поучения, совета, предостережения, требования, угрозы. Каждая из форм характеризуется своей конфигурацией способов и средств. Возможности метода показаны на примере анализа двух кейсов: в одном случае наличие деликта в текстах подтверждено, в другом – опровергнуто.

AB - Цель проведенного исследования – установление особенностей использования дискурсивного метода в лингвоэкспертной практике. Будучи особым способом интерпретации текста, данный метод позволяет диагностировать националистически-экстремистскую направленность текстов. Дискурс-анализ включает ряд последовательно осуществляемых процедур, важнейшими среди которых являются: 1) установление смысловой структуры текста через вычленение важнейших смыслов текста; 2) определение в этой структуре мыслительных структур, заряженных модусом неприятия и вражды; 3) оценка языковых структур на предмет содержания в них деликтности; 4) в случае обнаружения последней обоснование ее присутствия в высказываниях с опорой на анализ структуры речевой ситуации. Тем самым экспертный дискурс-анализ представляет установление тех особенностей в отборе и сочетании языковых средств, которые формируют конфликтогенность модуса текста. Такой модус создается выражением неприязни и ненависти к другой нации, утверждением идеи исключительности своей нации, побуждением к агрессивным действиям, которые выражаются побудительными композиционными формами призыва, воззвания, поучения, совета, предостережения, требования, угрозы. Каждая из форм характеризуется своей конфигурацией способов и средств. Возможности метода показаны на примере анализа двух кейсов: в одном случае наличие деликта в текстах подтверждено, в другом – опровергнуто.

KW - discourse

KW - discourse analysis

KW - legal text interpretation

KW - linguistic expertise

KW - discursive-and-stylistic analisis

KW - delict

KW - дискурс

KW - дискурсивный анализ

KW - интерпретация правового текста

KW - лингвистическая экспертиза

KW - дискурсно-стилистический анализ

KW - деликт

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42800936

U2 - https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.5

DO - https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.5

M3 - статья

VL - 19

SP - 52

EP - 63

JO - Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie

JF - Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie

SN - 1998-9911

IS - 1

ER -

ID: 53936225