В статье авторы анализируют феномен партисипаторного бюджетирования в контексте глобальной цифровизации и сетевизации процессов принятия политических решений на всех уровнях власти. Для Российской Федерации эти процессы представляются вдвойне значимыми и актуальными, поскольку в условиях санкционного режима аккумуляция и рачительное использование внутренних ресурсов являются критичными для развития экономики. В качестве методологического базиса исследования были использованы концепция сетевого политического управления, а также матрица политических возможностей, предоставляющая исследователям своеобразную сеть координат, в рамках которой можно ответить на вопрос о причинах возникновения и динамике социальных движений, а также перспективе реализации проектов гражданских инициатив. Особое внимание в процессе анализа уделяется процессу институционализации и имплементации практик партисипаторного бюджетирования, который отражает такие компоненты структуры матрицы политических возможностей, как степень резистентности административно-бюрократического аппарата, а также уровень открытости и отзывчивости власти. В результате проведённого анализа авторы пришли к выводу, что имплементация и дальнейшее развитие института партисипаторного бюджетирования могут существенно повлиять на структуру политических возможностей в условиях перехода к сетевой модели политического управления. Он может быть определён в качестве не только эффективного инструмента экономии бюджетных средств и их более точного распределения, но и механизма деполяризации и снижения социальной напряжённости. Последнее оказывается особенно важным для сбалансированного социально-экономического и политического развития крупных городских центров, как убедительно показывает опыт Санкт-Петербурга.
Original languageRussian
Pages (from-to)31-43
JournalВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Issue number4
StatePublished - 2019

ID: 71409552