Статья посвящена проблеме психического и психологического здоровья детей и подростков. Цель обзора - раскрыть содержательное наполнение и показать разграничение терминов «психическое и психологическое здоровье». Актуальность определяется высоким уровнем заболеваемости психическими и психосоматическими расстройствами, а также расстройствами поведения и адаптации среди населения, и в том числе в детской популяции. Дети и подростки наиболее уязвимы в отношение психотравмирующих микро- и макросоциальных факторов, многие детские проблемы имеют негативные долговременные последствия для самого ребенка и для общества. В соответствии с различными подходами, психическое здоровье определяется как эмоциональное и социальное благополучие, адаптивность, полноценное психическое функционирование, сохранность структурных характеристик организма и отсутствие психических расстройств. В ряду характеристик психического здоровья, наиболее значимыми являются продуктивность, критичность и адекватность, соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности. В основе психического здоровья детей лежит полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Показатели психического здоровья детей зависят от возраста и имеют непосредственную связь с микросоциальными факторами. Психологическое здоровье рассматривает психологические аспекты психического здоровья и определяется как интегративный показатель личностной состоятельности и нравственной зрелости. Психологическое здоровье предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, ответственность веру в себя, осознание своей индивидуальности, принятие своеобразия окружающих людей и креативность. Психологическое здоровье ребенка рассматривается не как самоцель, а как условие и предпосылка развития личностной зрелости, но не самой зрелостью. В качестве критериев психологического здоровья в детском возрасте, рассматривают преобладание положительных эмоций над отрицательными, положительную самооценку, уверенность в своих силах, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации, умение вербализировать свои желания и эмоции, степень адаптации ребенка к социуму. Таким образом, «психическое здоровье» это свобода от признаков психических болезней, а «психологическое здоровье» - необходимое условие полноценного функционирования, обеспечивающее человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В завершение обзора представлены некоторые факторы риска нарушения психологического здоровья, сделаны выводы и намечены перспективы дальнейших исследований по данной проблеме