В статье на основе сопоставления текстов рассказа «Чистый понедельник» (1944) и религиозно-философского трактата «Освобождение Толстого» (1937) предлагается новый взгляд на понимание образной и философской структуры новеллы, входящей в цикл «Темные аллеи». В статье утверждается зависимость идейно-образной системы рассказа от философии смерти («философии ухода») Л. Н. Толстого. Автор работы доказывает, что если в основе сюжета рассказа лежит любовная история героев он и она, то на уровне отражения философских идей, как показывает проводимое сопоставление, герои Бунина оказываются персонификацией абстрактной любви художника к мыслям и идеям писателей-предшественников. Образ главной героини «Чистого понедельника» — идея-олицетворение любви Бунина к философским взглядам позднего Толстого, образ героя — реализованное в персонаже отражение идей-представлений о мире А. С. Пушкина, его «онегинский тип». Столкновение различных жизненных философий становится «условием» не состоявшейся любви героев.
Original languageRussian
Title of host publicationПушкин в памяти современников и потомков.
Pages76-95
StatePublished - 2019
Externally publishedYes

    Research areas

  • "Чистый понедельник", деталь, история русской литературы ХХ в., онегинский "бобровый воротник", проза И. А. Бунин, система образов, философская структура

ID: 78447448