Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Эмоциональные особенности старших дошкольников в связи с параметрами детско-родительского взаимодействия. / Василенко, Виктория Евгеньевна; Сергуничева, Надежда Александровна.
Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х тт. . Vol. 1 СПб. : Издательство «ВВМ», 2018. p. 326-332.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Эмоциональные особенности старших дошкольников в связи с параметрами детско-родительского взаимодействия
AU - Василенко, Виктория Евгеньевна
AU - Сергуничева, Надежда Александровна
N1 - Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Эмоциональные особенности старших дошкольников в связи с параметрами детско-родительского взаимодействия // Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах. Под научной ред. А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. СПб.: ООО «Издательство ВВМ», 2018. Т.1. С. 326-332.
PY - 2018/11/2
Y1 - 2018/11/2
N2 - В статье представлены результаты исследования, целью которого стало выявление характеристик эмоциональной сферы дошкольников в связи со стилевыми характеристиками воспитания и параметрами эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 100 человек: 50 детей (26 мальчиков и 24 девочки) в возрасте от 5 до 6 лет (средний возраст 5 лет 6 месяцев) и 50 матерей. Исследование проводилось на базах ГБДОУ №120 и ГАДОУ №53 г. Санкт-Петербурга. Методы: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, тест на выявление детских страхов А.И.Захарова, М.Панфиловой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса и опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой. Корреляционный анализ по Спирмену выявил, что восприятие экспрессии дошкольниками взаимосвязано со стилевыми характеристиками воспитания. Оно лучше сформировано при более высоких показателях гиперпротекции, потворствования, недостаточности требований-обязанностей, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств и проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Три последние корреляции могут быть объяснены компенсаторными механизмами развития, как и отрицательная взаимосвязь показателя понимания эмоций у детей и способности матери воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. Тесные взаимосвязи с параметрами семейного взаимодействия обнаружены у показателей тревожности и страхов дошкольников. Тревожность выше при более высоких показателях санкций и ниже при более высоких показателях фобии утраты ребенка и способности матери к сопереживанию. Общее количество страхов больше при меньшей выраженности расширения родительских чувств, отдельные страхи взаимосвязаны, прежде всего, со стилевыми характеристиками воспитания. Таким образом, и для эмоциональной идентификации, и для тревожности и страхов детей характерны как прямые, так и обратные взаимосвязи с показателями благополучия во взаимодействии с матерями. Это подтверждает гипотезу о наличии компенсаторных механизмов в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Подтверждено, что зрелость стилевых характеристик воспитания и эмоциональное благополучие во взаимодействии матерей с детьми являются важными ресурсами для снижения тревожности и страхов у детей.
AB - В статье представлены результаты исследования, целью которого стало выявление характеристик эмоциональной сферы дошкольников в связи со стилевыми характеристиками воспитания и параметрами эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 100 человек: 50 детей (26 мальчиков и 24 девочки) в возрасте от 5 до 6 лет (средний возраст 5 лет 6 месяцев) и 50 матерей. Исследование проводилось на базах ГБДОУ №120 и ГАДОУ №53 г. Санкт-Петербурга. Методы: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, тест на выявление детских страхов А.И.Захарова, М.Панфиловой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса и опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой. Корреляционный анализ по Спирмену выявил, что восприятие экспрессии дошкольниками взаимосвязано со стилевыми характеристиками воспитания. Оно лучше сформировано при более высоких показателях гиперпротекции, потворствования, недостаточности требований-обязанностей, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств и проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Три последние корреляции могут быть объяснены компенсаторными механизмами развития, как и отрицательная взаимосвязь показателя понимания эмоций у детей и способности матери воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. Тесные взаимосвязи с параметрами семейного взаимодействия обнаружены у показателей тревожности и страхов дошкольников. Тревожность выше при более высоких показателях санкций и ниже при более высоких показателях фобии утраты ребенка и способности матери к сопереживанию. Общее количество страхов больше при меньшей выраженности расширения родительских чувств, отдельные страхи взаимосвязаны, прежде всего, со стилевыми характеристиками воспитания. Таким образом, и для эмоциональной идентификации, и для тревожности и страхов детей характерны как прямые, так и обратные взаимосвязи с показателями благополучия во взаимодействии с матерями. Это подтверждает гипотезу о наличии компенсаторных механизмов в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Подтверждено, что зрелость стилевых характеристик воспитания и эмоциональное благополучие во взаимодействии матерей с детьми являются важными ресурсами для снижения тревожности и страхов у детей.
KW - старшие дошкольники, эмоциональные особенности, стили семейного воспитания, детско-родительское эмоциональное взаимодействие
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36630851&pff=1
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-9651-1189-3
VL - 1
SP - 326
EP - 332
BT - Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание
PB - Издательство «ВВМ»
CY - СПб.
T2 - Международная научная конференция молодых учёных "Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание"
Y2 - 23 April 2018 through 25 April 2018
ER -
ID: 37813483