Standard

Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма. / Рыбас, Александр Евгеньевич.

In: Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, No. 3(29), 2020, p. 94–108.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Рыбас, АЕ 2020, 'Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма', Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, no. 3(29), pp. 94–108.

APA

Рыбас, А. Е. (2020). Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, (3(29)), 94–108.

Vancouver

Рыбас АЕ. Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2020;(3(29)):94–108.

Author

BibTeX

@article{86858178f78948569a430c1224cf0fda,
title = "Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма",
abstract = "Состояние вопроса:Философские взгляды Циолковского рассматриваются, как правило, в контексте традиции русского космизма. Такая методологическая установка приводит к упрощению и в ряде случаев искажению как позиции Циолковского, так и воззрений других мыслителей, которых в историко-философской исследовательской литературе принято причислять к «русским космистам».Результаты:В статье обосновывается тезис о научной несостоятельности использования термина «русский космизм» для обозначения особой традиции в развитии русской философии. Показывается, что термин «русский космизм» был введен в оборот как эвристический продукт историко-философской интерпретации в 1970-е гг., а начиная с конца ХХ в. его стали использовать преимущественно в качестве идеологемы для доказательства превосходства русской религиозно-философской мысли, ориентированной на сверхрациональное постижение целого как предмета радикальной футурологии, над рационалистической европейской философией, ставшей причиной застоя и деградации западной цивилизации. Выводы:Адекватное изучение философских идей Циолковского требует отказа от атрибуции их к традиции «русского космизма». Более убедительным является рассмотрение философского творчества Циолковского в контексте сциентизма, определявшего проблематику философских исканий в России в конце XIX – первой трети ХХ в., а точнее – в контексте русского эмпириокритицизма. Прослеживается ряд влияний второго позитивизма на воззрения Циолковского. Делается вывод о том, что его философские идеи, в частности теория вселенской атомократии, представляют собой результат творческого усвоения и развития основных положений позитивной философии.",
keywords = "русский позитивизм, эмпириокритицизм, К. Э. Циолковский, русский космизм, научная философия, история русской философии",
author = "Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2020",
language = "русский",
pages = "94–108",
journal = "Философия и гуманитарные науки в информационном обществе",
issn = "2309-6888",
publisher = "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения",
number = "3(29)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Теория «вселенской атомократии» К.Э. Циолковского в контексте идей русского эмпириокритицизма

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Состояние вопроса:Философские взгляды Циолковского рассматриваются, как правило, в контексте традиции русского космизма. Такая методологическая установка приводит к упрощению и в ряде случаев искажению как позиции Циолковского, так и воззрений других мыслителей, которых в историко-философской исследовательской литературе принято причислять к «русским космистам».Результаты:В статье обосновывается тезис о научной несостоятельности использования термина «русский космизм» для обозначения особой традиции в развитии русской философии. Показывается, что термин «русский космизм» был введен в оборот как эвристический продукт историко-философской интерпретации в 1970-е гг., а начиная с конца ХХ в. его стали использовать преимущественно в качестве идеологемы для доказательства превосходства русской религиозно-философской мысли, ориентированной на сверхрациональное постижение целого как предмета радикальной футурологии, над рационалистической европейской философией, ставшей причиной застоя и деградации западной цивилизации. Выводы:Адекватное изучение философских идей Циолковского требует отказа от атрибуции их к традиции «русского космизма». Более убедительным является рассмотрение философского творчества Циолковского в контексте сциентизма, определявшего проблематику философских исканий в России в конце XIX – первой трети ХХ в., а точнее – в контексте русского эмпириокритицизма. Прослеживается ряд влияний второго позитивизма на воззрения Циолковского. Делается вывод о том, что его философские идеи, в частности теория вселенской атомократии, представляют собой результат творческого усвоения и развития основных положений позитивной философии.

AB - Состояние вопроса:Философские взгляды Циолковского рассматриваются, как правило, в контексте традиции русского космизма. Такая методологическая установка приводит к упрощению и в ряде случаев искажению как позиции Циолковского, так и воззрений других мыслителей, которых в историко-философской исследовательской литературе принято причислять к «русским космистам».Результаты:В статье обосновывается тезис о научной несостоятельности использования термина «русский космизм» для обозначения особой традиции в развитии русской философии. Показывается, что термин «русский космизм» был введен в оборот как эвристический продукт историко-философской интерпретации в 1970-е гг., а начиная с конца ХХ в. его стали использовать преимущественно в качестве идеологемы для доказательства превосходства русской религиозно-философской мысли, ориентированной на сверхрациональное постижение целого как предмета радикальной футурологии, над рационалистической европейской философией, ставшей причиной застоя и деградации западной цивилизации. Выводы:Адекватное изучение философских идей Циолковского требует отказа от атрибуции их к традиции «русского космизма». Более убедительным является рассмотрение философского творчества Циолковского в контексте сциентизма, определявшего проблематику философских исканий в России в конце XIX – первой трети ХХ в., а точнее – в контексте русского эмпириокритицизма. Прослеживается ряд влияний второго позитивизма на воззрения Циолковского. Делается вывод о том, что его философские идеи, в частности теория вселенской атомократии, представляют собой результат творческого усвоения и развития основных положений позитивной философии.

KW - русский позитивизм, эмпириокритицизм, К. Э. Циолковский, русский космизм, научная философия, история русской философии

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44138729

M3 - статья

SP - 94

EP - 108

JO - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе

JF - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе

SN - 2309-6888

IS - 3(29)

ER -

ID: 91764199