Статья посвящена изучению феномена китайского рисунка тушью, истории данного жанра и его сущностной специфики. Анализ процессов существования художественной вещи (в частности, рисунка тушью) в пространстве культуры позволяет говорить о её транспарентности, обусловленной наследованием и связью с традицией. Исследуются этапы и социокультурная обусловленность особенностей жанра, влияние европейской традиции специфику символических значений образов и мотивов. Авторы обращают внимание на устойчивость и способность к "самообновлению" китайского рисунка тушью. Предпринимается попытка осмыслить разнообразный эмпирический материал в связи с особенностями структуры художественного сознания. В связи со спецификой объекта исследования используются классический метод историко-культурного исследования в сочетании с компаративистикой и элементами структурно-семиотического анализа. Научная новизна обусловлена попыткой целостного культурфилософского анализа классического, но разрозненного материала, изучавшегося главным образом региональными специалистами. Новизна заключается в отходе от искусствоведческого дискурса при исследовании художественного материала и выборе философского ракурса анализа. В результате исследования сделаны выводы, что можно говорить о транспарентности жанра, обусловленной наследованием и связью с традицией. Учитывая природу символа, можно утверждать, что китайский рисунок тушью воспроизводит парадигматику смыслов каждого этапа культуры и сохраняет преемственность этих этапов. Жизнеспособность этого жанра подтверждает его «существование», а оно, в свою очередь, актуальность художественных «вещей» в структурах художественного сознания многих поколений носителей культуры.