Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Опыт переживания жизненного выбора на примере студентов высших учебных заведений. / Рафикова, Вероника Айдаровна.
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург). Часть 2. СПб : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. p. 67-73.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Опыт переживания жизненного выбора на примере студентов высших учебных заведений
AU - Рафикова, Вероника Айдаровна
N1 - Conference code: I
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - В статье раскрывается понятие жизненного выбора и его связь с личностными особенностями на примере студентов высших учебных заведений, имеющих опыт смены специальности. Предлагается использовать понятие «индивидуальный стиль принятия решения», что следует из нашей гипотезы о детерминированности выбора личностными особенностями субъекта, интегральной характеристикой которых и является «индивидуальный стиль принятия решения». Тип ситуации смены специальности обосновывается через понятия вынужденности и нормативности жизненного выбора в данной ситуации. Подтверждается гипотеза о субъективной неудовлетворенности как факторе образования самой ситуации, инициирующей процесс выбора. Эмпирически переживание процесса жизненного выбора исследуется с помощью количественных и качественных методов: анкетирования на предмет выявления опыта смены специальности и ее причин, глубинного полуформализованного интервью с фокусом на феноменологию процесса выбора и особенности его субъективного пережи вания. Также был применен ряд психологических методик для выявления личностных особенностей респондентов, таких как тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; шкала общей толерантности к неопределенности (MSTAT) Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой; опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфмана, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, шкала локус-контроля Дж.Роттера в адаптации В. Ядова, шкала гибкости поведения самоактуализационного теста Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз. Результатом работы является выделение типологии предпочтения альтернатив в ситуации неопределенности на основе личностных особенностей, которая включает в себя несколько основных стилей, базирующихся на определенных критериях: по степени субъективной вынужденности; по содержательным характеристикам(в пользу неопределенности, возрастающей при решении о смене специальности, или в пользу имеющейся уже определенности, если специальность не меняется);по длительности процесса и в зависимости от субъективной оценки результата выбора.
AB - В статье раскрывается понятие жизненного выбора и его связь с личностными особенностями на примере студентов высших учебных заведений, имеющих опыт смены специальности. Предлагается использовать понятие «индивидуальный стиль принятия решения», что следует из нашей гипотезы о детерминированности выбора личностными особенностями субъекта, интегральной характеристикой которых и является «индивидуальный стиль принятия решения». Тип ситуации смены специальности обосновывается через понятия вынужденности и нормативности жизненного выбора в данной ситуации. Подтверждается гипотеза о субъективной неудовлетворенности как факторе образования самой ситуации, инициирующей процесс выбора. Эмпирически переживание процесса жизненного выбора исследуется с помощью количественных и качественных методов: анкетирования на предмет выявления опыта смены специальности и ее причин, глубинного полуформализованного интервью с фокусом на феноменологию процесса выбора и особенности его субъективного пережи вания. Также был применен ряд психологических методик для выявления личностных особенностей респондентов, таких как тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; шкала общей толерантности к неопределенности (MSTAT) Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой; опросник каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфмана, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, шкала локус-контроля Дж.Роттера в адаптации В. Ядова, шкала гибкости поведения самоактуализационного теста Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз. Результатом работы является выделение типологии предпочтения альтернатив в ситуации неопределенности на основе личностных особенностей, которая включает в себя несколько основных стилей, базирующихся на определенных критериях: по степени субъективной вынужденности; по содержательным характеристикам(в пользу неопределенности, возрастающей при решении о смене специальности, или в пользу имеющейся уже определенности, если специальность не меняется);по длительности процесса и в зависимости от субъективной оценки результата выбора.
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 9785806425912
SN - 9785806425936
SP - 67
EP - 73
BT - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
PB - Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
CY - СПб
T2 - I Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»
Y2 - 10 October 2018 through 11 October 2018
ER -
ID: 107968625