Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{598357a39adb4ea2b29c396e6ac19789,
title = "Исследование процессов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием",
abstract = "Исследование посвящено изучению специфики формирования процессов антиципации у детей с атипичным развитием (в частности, у детей с расстройствами аутического спектра). Это позволяет более полно понять становление процессов ментальной репрезентации и выявить узловые моменты, приводящие к нарушению антиципационной функции при атипичном развитии. Проведено сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, в возрасте от 5.8 до 6.6 года) и детей с расстройством аутического спектра (РАС) (44 ребенка, из них 4 девочки и 40 мальчиков, в возрасте от 6.1 до 7.6 года). Дети с типичным развитием были протестированы на уровень интеллектуального развития по методу Векслера для детей дошкольного возраста (WHHSI), установлено, что уровни их вербального и невербального интеллекта соответствуют возрастной норме. Для определения уровня развития детей с РАС было проведено дополнительное тестирование. Выраженность РАС установлена по Оценочной шкале раннего детского аутизма — Childhood Autism Rating Scale (CАRS), уровень речевого развития определен с помощью анализа речевых карт, а уровень невербального интеллекта оценивался по международной шкале действия Лейтер — Leiter International Performance Scale. В результате проведенной оценки были выделены три группы детей с РАС: РАС1 (6 детей) имели легкую форму РАС, их речь соответствовала ОНР II, а невербальный IQ составлял 57–69 баллов. Дети группы РАС2 (18 детей) имели умеренную форму РАС, речь на уровне ОНР II–I и невербальный IQ в пределах 49–59 баллов. Дети группы РАС3 (20 детей) имели тяжелую форму РАС, их речь соответствовала ОНР I, а невербальный IQ варьировал от 39 до 47 баллов. В дальнейшем с помощью прайминг-парадигмы было исследовано воздействие предваряющей зрительной стимуляции на скорость распознавания детьми тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использованы рисунки зверей и клякс разной конфигурации. В качестве праймов предъявлялись комбинированные рисунки, состоящие из тестовых стимулов в виде глобальных и встроенных локальных элементов. Полученные результаты позволили установить, что у детей с типичным развитием облегчающее влияние на время распознавания оказывает предваряющая глобальная информация независимо от типа тестовых стимулов. Аналогичный характер прайминг-эффекта у детей с расстройством аутического спектра наблюдался только при низком уровне проявления аутизма и только в случае распознавания фигур зверей. Когда выраженность аутизма была умеренной, преобладало облегчающее воздействие локальной предваряющей информации независимо от типа тестовых стимулов. При высоком уровне проявления аутизма облегчающее влияние локальной предваряющей информации наблюдалось только в случае распознавания фигур зверей. Таким образом, установлено, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием зависит от типа различаемой информации и уровня нарушения развития.",
keywords = "Процессы антиципации, расстройства аутического спектра, дошкольного возраста, распознавание изображений, время реакции, дошкольный возраст, ANTICIPATION PROCESSES, AUTISM SPECTRUM DISORDERS, IMAGE RECOGNITION, Reaction times., PRESCHOOL AGE",
author = "Черенкова, {Людмила Викторовна} and Соколова, {Людмила Владимировна}",
year = "2020",
language = "русский",
volume = "41",
pages = "66--77",
journal = "Психологический журнал",
issn = "0205-9592",
publisher = "Международная книга",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Исследование процессов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием

AU - Черенкова, Людмила Викторовна

AU - Соколова, Людмила Владимировна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Исследование посвящено изучению специфики формирования процессов антиципации у детей с атипичным развитием (в частности, у детей с расстройствами аутического спектра). Это позволяет более полно понять становление процессов ментальной репрезентации и выявить узловые моменты, приводящие к нарушению антиципационной функции при атипичном развитии. Проведено сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, в возрасте от 5.8 до 6.6 года) и детей с расстройством аутического спектра (РАС) (44 ребенка, из них 4 девочки и 40 мальчиков, в возрасте от 6.1 до 7.6 года). Дети с типичным развитием были протестированы на уровень интеллектуального развития по методу Векслера для детей дошкольного возраста (WHHSI), установлено, что уровни их вербального и невербального интеллекта соответствуют возрастной норме. Для определения уровня развития детей с РАС было проведено дополнительное тестирование. Выраженность РАС установлена по Оценочной шкале раннего детского аутизма — Childhood Autism Rating Scale (CАRS), уровень речевого развития определен с помощью анализа речевых карт, а уровень невербального интеллекта оценивался по международной шкале действия Лейтер — Leiter International Performance Scale. В результате проведенной оценки были выделены три группы детей с РАС: РАС1 (6 детей) имели легкую форму РАС, их речь соответствовала ОНР II, а невербальный IQ составлял 57–69 баллов. Дети группы РАС2 (18 детей) имели умеренную форму РАС, речь на уровне ОНР II–I и невербальный IQ в пределах 49–59 баллов. Дети группы РАС3 (20 детей) имели тяжелую форму РАС, их речь соответствовала ОНР I, а невербальный IQ варьировал от 39 до 47 баллов. В дальнейшем с помощью прайминг-парадигмы было исследовано воздействие предваряющей зрительной стимуляции на скорость распознавания детьми тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использованы рисунки зверей и клякс разной конфигурации. В качестве праймов предъявлялись комбинированные рисунки, состоящие из тестовых стимулов в виде глобальных и встроенных локальных элементов. Полученные результаты позволили установить, что у детей с типичным развитием облегчающее влияние на время распознавания оказывает предваряющая глобальная информация независимо от типа тестовых стимулов. Аналогичный характер прайминг-эффекта у детей с расстройством аутического спектра наблюдался только при низком уровне проявления аутизма и только в случае распознавания фигур зверей. Когда выраженность аутизма была умеренной, преобладало облегчающее воздействие локальной предваряющей информации независимо от типа тестовых стимулов. При высоком уровне проявления аутизма облегчающее влияние локальной предваряющей информации наблюдалось только в случае распознавания фигур зверей. Таким образом, установлено, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием зависит от типа различаемой информации и уровня нарушения развития.

AB - Исследование посвящено изучению специфики формирования процессов антиципации у детей с атипичным развитием (в частности, у детей с расстройствами аутического спектра). Это позволяет более полно понять становление процессов ментальной репрезентации и выявить узловые моменты, приводящие к нарушению антиципационной функции при атипичном развитии. Проведено сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, в возрасте от 5.8 до 6.6 года) и детей с расстройством аутического спектра (РАС) (44 ребенка, из них 4 девочки и 40 мальчиков, в возрасте от 6.1 до 7.6 года). Дети с типичным развитием были протестированы на уровень интеллектуального развития по методу Векслера для детей дошкольного возраста (WHHSI), установлено, что уровни их вербального и невербального интеллекта соответствуют возрастной норме. Для определения уровня развития детей с РАС было проведено дополнительное тестирование. Выраженность РАС установлена по Оценочной шкале раннего детского аутизма — Childhood Autism Rating Scale (CАRS), уровень речевого развития определен с помощью анализа речевых карт, а уровень невербального интеллекта оценивался по международной шкале действия Лейтер — Leiter International Performance Scale. В результате проведенной оценки были выделены три группы детей с РАС: РАС1 (6 детей) имели легкую форму РАС, их речь соответствовала ОНР II, а невербальный IQ составлял 57–69 баллов. Дети группы РАС2 (18 детей) имели умеренную форму РАС, речь на уровне ОНР II–I и невербальный IQ в пределах 49–59 баллов. Дети группы РАС3 (20 детей) имели тяжелую форму РАС, их речь соответствовала ОНР I, а невербальный IQ варьировал от 39 до 47 баллов. В дальнейшем с помощью прайминг-парадигмы было исследовано воздействие предваряющей зрительной стимуляции на скорость распознавания детьми тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использованы рисунки зверей и клякс разной конфигурации. В качестве праймов предъявлялись комбинированные рисунки, состоящие из тестовых стимулов в виде глобальных и встроенных локальных элементов. Полученные результаты позволили установить, что у детей с типичным развитием облегчающее влияние на время распознавания оказывает предваряющая глобальная информация независимо от типа тестовых стимулов. Аналогичный характер прайминг-эффекта у детей с расстройством аутического спектра наблюдался только при низком уровне проявления аутизма и только в случае распознавания фигур зверей. Когда выраженность аутизма была умеренной, преобладало облегчающее воздействие локальной предваряющей информации независимо от типа тестовых стимулов. При высоком уровне проявления аутизма облегчающее влияние локальной предваряющей информации наблюдалось только в случае распознавания фигур зверей. Таким образом, установлено, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием зависит от типа различаемой информации и уровня нарушения развития.

KW - Процессы антиципации, расстройства аутического спектра, дошкольного возраста, распознавание изображений, время реакции, дошкольный возраст

KW - ANTICIPATION PROCESSES

KW - AUTISM SPECTRUM DISORDERS

KW - IMAGE RECOGNITION

KW - Reaction times.

KW - PRESCHOOL AGE

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028221

M3 - статья

VL - 41

SP - 66

EP - 77

JO - Психологический журнал

JF - Психологический журнал

SN - 0205-9592

IS - 3

ER -

ID: 71423459