Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Специфика материализации образа в поэтике цикла «Лабиринты Ехо» Макса Фрая. / Баранов, Дмитрий Кириллович.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Vol. 21, No. 3, 10.12.2024, p. 528–546.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Специфика материализации образа в поэтике цикла «Лабиринты Ехо» Макса Фрая
AU - Баранов, Дмитрий Кириллович
N1 - Баранов, Д. К. (2024). Специфика материализации образа в поэтике цикла «Лабиринты Ехо» Макса Фрая. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(3), 528–546.
PY - 2024/12/10
Y1 - 2024/12/10
N2 - Статья посвящена описанию некоторых аспектов поэтики Макса Фрая. В творчестве автора явно выражены черты как массовой, так и не массовой литературы. В частности, как в качественной высокой литературе, в прозе Фрая мы видим продуктивное взаимодействие разных уровней текста. Как демонстрируется в статье, мотивный анализ цикла «Лабиринты Ехо» позволяет обнаружить взаимосвязь между устойчивой образной системой и сюжетным уровнем. Так, критики и исследователи уже описывали воплощенную в сюжетной логике поздних произведений концепцию Фрая, согласно которой словесная и предметная (а также художественная и нехудожественная) реальности равноправны. Однако до сих пор было неясно, находит ли эта концепция отражение непосредственно в поэтике текстов, например в особенностях языка или в мотивной системе. Как показано в статье, мысль о проницаемости границы между словами и действительностью получает эстетическое обоснование благодаря тому, что, как способен заметить внимательный читатель, любая, на первый взгляд, случайная фраза (особенно содержащая в себе стершийся троп или фразеологизм) может материализоваться в предметном мире произведения — в той же повести или в одной из последующих. Особую роль в системе подобных случаев материализации играют речевые образы, связанные с темой сомнений в человеческой природе главного героя, а также связанные с темой сопоставления книги и жизни. Эти образы, устойчиво возникающие во всех повестях, начиная с первой, и подготавливают финальные сюжетные повороты цикла, благодаря которым происходит постмодернистское размывание границ между текстовой и внетекстовой реальностью (герой выясняет, что он был придуман другим персонажем произведения, попадает в мир читателя и пишет книги о себе и т. д.).
AB - Статья посвящена описанию некоторых аспектов поэтики Макса Фрая. В творчестве автора явно выражены черты как массовой, так и не массовой литературы. В частности, как в качественной высокой литературе, в прозе Фрая мы видим продуктивное взаимодействие разных уровней текста. Как демонстрируется в статье, мотивный анализ цикла «Лабиринты Ехо» позволяет обнаружить взаимосвязь между устойчивой образной системой и сюжетным уровнем. Так, критики и исследователи уже описывали воплощенную в сюжетной логике поздних произведений концепцию Фрая, согласно которой словесная и предметная (а также художественная и нехудожественная) реальности равноправны. Однако до сих пор было неясно, находит ли эта концепция отражение непосредственно в поэтике текстов, например в особенностях языка или в мотивной системе. Как показано в статье, мысль о проницаемости границы между словами и действительностью получает эстетическое обоснование благодаря тому, что, как способен заметить внимательный читатель, любая, на первый взгляд, случайная фраза (особенно содержащая в себе стершийся троп или фразеологизм) может материализоваться в предметном мире произведения — в той же повести или в одной из последующих. Особую роль в системе подобных случаев материализации играют речевые образы, связанные с темой сомнений в человеческой природе главного героя, а также связанные с темой сопоставления книги и жизни. Эти образы, устойчиво возникающие во всех повестях, начиная с первой, и подготавливают финальные сюжетные повороты цикла, благодаря которым происходит постмодернистское размывание границ между текстовой и внетекстовой реальностью (герой выясняет, что он был придуман другим персонажем произведения, попадает в мир читателя и пишет книги о себе и т. д.).
KW - Макс Фрай
KW - массовая литература
KW - мотивный анализ
KW - материализация образа
KW - литературная игра
UR - https://languagejournal.spbu.ru/article/view/20367
U2 - 10.21638/spbu09.2024.301
DO - 10.21638/spbu09.2024.301
M3 - статья
VL - 21
SP - 528
EP - 546
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
SN - 2541-9358
IS - 3
ER -
ID: 128397826