Documents

DOI

История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.
Original languageRussian
Pages (from-to)68-80
Number of pages13
JournalStudia Slavica et Balcanica Petropolitana
Issue number1
DOIs
StatePublished - 2023

ID: 114205092