Ученые деятели, их труд и вклад в развитие мирового прогресса часто недооценены. За достижениями в области науки, технологий, политики и в других сферах жизни наше общество видит не имя человека и процесс работы, а исключительно результат. При знакомстве с открытиями в наше время упускается не только путь исследователя к полученному прорыву, но и способы его достижения для апробации в иной сфере или обучения будущего поколения.

Крайне необходимо открыть занавес научного мира и исследовать факторы и инструменты, которые позволят следующему кругу ученых создавать инновации, а не останавливаться на новациях. Популяризировать научные знания представляется возможным посредством анализа деятельности ученых, определения методологии их обучения студентов и различных каналов распространения информации.

Обратимся к истории и опыту деятеля науки, который зарекомендовал себя не только как выдающийся открыватель и исследователь, но и как преподаватель и наставник бывших студентов вузов России, в том числе, старейшего университета страны.

Открыватель и популяризатор в науке

Универсант и профессор Петербургского университета Владимир Иванович Вернадский – ученый XX века, о котором написано множество материалов, в честь кого организованы интерактивные выставки, стипендии, мероприятия и названы различные учреждения по всей стране.

Имя Владимира Ивановича навсегда закреплено в истории России. Наблюдать результаты его деятельности мы можем по сей день, начиная с уличных фонарей, которые питаются энергией АЭС и одежды из современных материалов, заканчивая обращениями к сформированным им учениям, биосфере и ноосфере, по глобальным экологическим проблемам, а также по вопросам радиации. Среди его профессиональных интересов числятся науки о Земле: биология, биогеохимия, геохимия, геология, кристаллография, минералогия и радиология. Ученым опубликовано более 700 научных работ, однако он также реализовывал себя в общественной деятельности, истории, литературе и философии [1: 244].

Он был одним из немногих в научном кругу, кто в период трех революций, гражданской войны и других политических распрей осознанно оставался в стране и продолжал развивать российскую науку.

Биография и научные труды Владимира Вернадского

История ученого начинается с 12 марта 1863 года в Санкт-Петербурге, когда он родился в семье профессора и специалиста по статистики статистике и политической экономии. Его жизнь была наполнена постоянными путешествиями, тягой к знанию и возможностями их получения.

Образование Владимира Ивановича Вернадского базируется на трех годах обучения в Харьковской классической гимназии, пяти годах Первой Петербургской классической гимназии, четырех годах физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, а также на защищенных магистерской диссертации (1891) и докторской (1897) в Петербургском и Московском университетах соответственно.

Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 года, в блестящую пору его жизни — ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Все мое университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» [13: 1].

Сегодня одним из значимых научных наследий В. И. Вернадского является учение о биосфере и ноосфере. Он вывел данные термины в современную науку и создал структуру для решения проблем актуальной глобальной экологической катастрофы. Исследователь уточнил качества живого и неживого вещества, их общую массу и количество космической энергии, разработал математический метод определения давления различных видов живого вещества и др. Так, например, он выделил четыре геосферы: тропосферу, гидросферу, поверхностную часть суши континентов и островов, а также область подземной жизни. Также им были выделены необратимые процессы, для которых время течет только в одну сторону. Во времена его деятельности эти мысли и идеи носили революционный характер.

Благодаря опыту Владимира Вернадского мы имеем два типа исследований, которые позволяют изучать объекты с исторической точки зрения: «прагматическое изложение» (точное и последовательное описание фактов и событий), «законы развития мысли человечества» (понимание хода эволюции, закономерности и поведения, мыслей общества). Также он описал необходимость изучать явления определенной науки в симбиозе с другими науками, считая, что несовместимые, на первый взгляд, философские и природные явления взаимосвязаны и развиваются в контексте истории и факторов текущей среды [2: 44-79].

Популяризация науки и преподавательская деятельность

По окончании обучения ученый остался при Университете и продолжал научную карьеру. С 1885 по 1888 год Владимир Иванович работал в минералогическом кабинете ныне именуемого вуза СПбГУ. В 1891 году, после окончания работы в университете и защиты диссертации, был назначен доцентом, затем экстраординарным и позже ординарным профессором на кафедру минералогии и кристаллографии Московского университета [4: 12].

В. И. Вернадский модернизировал содержание учебных дисциплин, создавал университетские курсы, разрабатывал лекции, проводил исследования в химической лаборатории и минералогическом кабинете.

Каждый из его студентов проводил полный анализ минералов, должен был освоить новые знания и выявить ранее неизвестные факты. Также он пристально следил за публицистической карьерой своих учеников, помогая им печататься в ведущих мировых журналах науки.

Помимо основной преподавательской деятельности он также вел студенческий минералогический кружок, где за десять лет прочитал 77 докладов об оригинальных исследованиях, в том числе 11 – самим В И. Вернадским [12: 11].

Среди его известных студентов – С. П. Попов, В. В. Карандеев, Б. А. Лури, В. Н. Мамонтов, Г. И. Касперович, А. Е. Ферсман, В. С. Гулевич и другие исследователи, которые также занимали руководящие должности на кафедрах минералогии и геологии по всей стране, возглавляли специализированные учреждения [3: 56].

Из воспоминаний одной из его учениц О. М. Шубниковой мы также узнаем, что «Владимир Иванович читал лекции просто, без каких-либо ораторских приемов, но каждый факт освещал исторически, обращал внимание на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки» [13: 4].

В своем подходе к студентам он позиционировал себя не как профессор, а как наставник, работающий по системе «слушатель-популяризатор».

С его вклада началась история других ученых и некоторый ветвей науки. Открыватель взращивал не только профессиональные компетенции и характер своих учеников, но и новые течения, развивал существующие науки, каналы распространения и популяризации информации.

Владимир Иванович Вернадский является одним из основоположников космической педагогики, которая базируется на индивидуальном и свободном развитии творческой личности ученика, духовном становлении, единстве и симбиозе человека с природой и космосом.

История выбранного исследователя подтверждает необходимость изучения пути ученого к открытию, его подходов и методов работы. Становление В. И. Вернадского напрямую свидетельствует о факторах, которые привели его к существующим прорывам.

Изучив его труды и историю, мы видим, как сформировался комплексный подход к выявлению биосферы, ноосферы, ранее не существующих знаний в областях биогеохимии, минералогии, радиологии и др. Исследователя интересовал не только результат практической стороны, но и закономерности в других областях, ход развития самой инновации и науки в целом.

Также его опыт преподавательской деятельности продемонстрировал, что популяризация научных знаний с целью взращивания новых студентов-открывателей, образования населения и развития науки возможна с помощью грамотной методологии обучения и распространения информации посредством разных каналов коммуникаций.

В. И. Вернадский придавал особое значение Высшей школе. Его подход и деятельность по организации лабораторий, исследований, кафедр и воспитательной деятельности, в том числе как преподавателя Санкт-Петербургского университета в 1912 году, не только славит вузы России, но и демонстрирует необходимость комплексного обучения и способы популяризации науки.
Original languageRussian
Pages (from-to)60-69
JournalВЕК ИНФОРМАЦИИ (сетевое издание)
Volume6
Issue number4 (21)
StatePublished - 2022

ID: 108692256