Представлен обзор исследований, проведенных в области изучения привязанностиу детей, в которых продемонстрирована взаимосвязь между качеством привязанностиребенка и характеристиками материнской чувствительности к его потребностям. Также рассмотрены теоретические подходы к оценке привязанности, которые представляют разную концептуализацию развития стратегий привязанности у детей, имевших
опыт значительной нечувствительности со стороны матери в период младенчества.В связи с отсутствием работ, в которых изучались стабильность и изменение стратегийпривязанности от младенческого к дошкольному возрасту у российских детей, цельюисследования стало изучение развития системы привязанности у детей от одного годадо четырех лет, а также описание факторов, влияющих на изменение характеристикпривязанности. В исследовании приняли участие 27 пар «мать — ребенок». Дети были
рождены в срок и не имели нарушений, связанных с генетическими и медицинскимифакторами. Оценка привязанности проводилась при помощи метода «Незнакомаяситуация» в младенческом (средний возраст детей 13,3±1,6 месяцев) и дошкольном(средний возраст детей 32,1±9,6 месяцев) возрасте. Паттерны привязанности детейопределялись с использованием критериев М.Эйнсворт и П.Криттенден экспертом,прошедшим обучение. В ходе исследования было выявлено, что у 22,2% детей к дошкольному возрасту паттерн привязанности изменился. Изменение паттерна привязанности оказалось связано с наличием признаков депрессии в младенческом возрастеи посещением детьми детского сада. Такие характеристики, как наличие сиблингов, другого заботящегося лица (няни, бабушки), посещение развивающих занятий илиигровых групп, а также возраст дошкольников, оказались не связанными с изменением
паттерна привязанности у детей в возрасте от года до четырех лет
Original languageRussian
Pages (from-to)396-408
Number of pages12
Journal ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Volume8
Issue number4
StatePublished - 25 Dec 2018

ID: 36963118